Галерея реконструкций

(Место для непринужденных разговоров разной степени серьезности)

Галерея реконструкций

Сообщение Алехина » 15 янв 2017, 02:31

Изображение
Вот, собственно, и суть темы.
Визуальные аргументы обычно самые убедительные, особенно для рядового обывателя. Я, хоть и как художник, а не учёный, давно интересуюсь восстановлением лица по черепу. Вот мне и захотелось узнать, насколько достоверны «обезьянноватые» реконструкции тех же эректусов и как они вообще создаются.
Эволюционисты, защищая свои реконструкции, машут аргументом, что, мол, современные методы достоверны чуть ли не на 100% и в пример приводят работу криминалистических лабораторий. И… они правы. Методы Михаила Герасимова, которыми сейчас пользуются во всём мире, позволяют восстановить внешность человека вплоть до разреза глаз и формы носа. Но… есть тут два очень весомых «но».
Во-первых, достоверность реконструкции САМОГО черепа или скелета. Целенькими они в земле не лежат. Очевидно, что не всегда утраченное можно восстановить со стопроцентной достоверностью. Особенно это касается утерянных нижних челюстей, раскрошенных черепных коробок и затылочных отверстий. Часто повреждены носовые кости, так что нос можно делать плоским или выступающим в зависимости от представлений реконструктора о том, на какой ступени эволюции стоит его детище.
Во-вторых, на готовеньком, но ещё не "одетом" портрете можно поиграть с волосатостью, размерами радужки, морщинами, выражением лица, в конце концов. Да что говорить, некоторым даже костная основа не указ (но об этом позже).
Вот и получаются на основе одних и тех же костей, по одному и тому же методу (правда, он не всем указ, но об этом тоже потом) совершенно друг на друга непохожие образы.
В этой теме планирую выкладывать реконструкции разных авторов по отдельным ископаемым черепам, разной степени научности.
Алехина
Форумчанин
 
Сообщений: 70
Изображений: 609
Зарегистрирован: 24 фев 2015, 16:19
Откуда: Подольск

Re: Галерея реконструкций

Сообщение Алехина » 15 янв 2017, 02:31

Начну со всеми любимого Турканского мальчика :)
UPD 10.07.18. Добавлено несколько работ, слегка отредактирован текст.

KNM WT 15000, скелет из эректусов/эргастеров самый полный и потому крайне популярный у реконструкторов и палео-художников разных уровней профессионализма. Большинство источников даёт ему 10-12 лет, но некоторые - аж до 15-и, а Смитсонский университет, напротив, 8-9. Сам череп имеет аж три разных реконструкции, отличающиеся степенью прогнатизма и прикусом (и формой черепной коробки, если зрение мне не изменяет).
Череп KNM WT 15000
1145
Впрочем, версия Лики (крайняя слева на картинке выше), похоже, постепенно уходит в прошлое. Откуда и как получилось чудо, крайнее справа, внятного объяснения пока не нашла. Возможно, некий автор пытался представить, как выглядел бы эргастер, если бы вырос. Других объяснений не вижу...
Версия Лики
441
Современная реконструкция
442
Оказалось, в момент находки состояние черепа, как и всего скелета, было крайне плачевным, поэтому его реконструкция так проблематична.
1146

Современные реконструкции лица, похоже, сделаны по «средней» версии, которая распространяется Национальным музеем Кении.

Элизабет Дейнес (Élisabeth Daynès), знаменитый на Западе скульптор, создала две версии. На более новой мальчик избавлен от дебильноватого выражения лица.
443 444
445 4461366

Авторства Джона Гёрча (John Gurche)
447 448
1366

Австорства Виктора Дика (Viktor Deak)
3D-рендер для сериала "Becoming Human". И сравнение анатомической основы с таковой у неандертальца.449 450
Его же скульптурные версии. Первая:
452 939
451
Вторая:
1147463

Авторства братьев Кеннис (Kennis & Kennis). Проблему "переходности" они решили довольно хитро: лица всех их персонажей, независимо от возраста, пола и "эволюционного статуса", имеют одинаково заплывшие глаза и покрыты множеством морщин.
453 454
Старая, странноватая версия от них же.
1144

"Мальчик" канадского скульптора Art Di Lella (оказалось, Арт - настоящее имя, а не псевдоним или ник, как мне показалось вначале). Почитав блог скульптора, выяснила любопытные вещи. Для работы он заказал аж несколько копий черепа, которые его по разным причинам не устроили. В частности, он отмечал несоответствие копии, заказанной на BoneClones, и версии, выставленной в Национальном музее Кении, из-за чего решил, что копия BoneClones "палёная". Но на BoneClones долгое время продавалась версия Лики 75-го года! В итоге "мальчик", не считая эскиза, имеет аж три лица. Впрочем, друг от друга они отличаются не сильно. Вот они:
Предварительный эскиз (до покупки черепа)
938
Первый вариант, сделанный по черепу с BoneClones (версии Лики)
1325456 1326
Череп для второго варианта заказан скульптором на eBay. Что это была за версия и откуда, сказать нельзя, но автор пишет, что его не устроило качество и состояние копии.
1324458
Последний вариант. Копия черепа из Национального музея Кении, заказана череп FranceCasts. "Современная" версия сборки.
4551327457

Скелет и реконструкция из National Museum of Nature and Science, Токио
459 460 461

Ramon Lopez i Ayats (хотя его Турканский мальчик и KNM ER 3733 выглядят подозрительно похожими, возможно, это такой "собирательный образ" эргастера)
853

Скульптор Gabriel Vinas
462

В Национальном музее археологии Мадрида
965

Рисунки на основе реконструкции, выставленной в Музее человека, Сан Диего, США
971972

Работа Brian Pierson. Он числится палео-реконструктором в Tulane University Department of Physical Anthropology в Новом Орлане, но его работы по современным людям, честно говоря, не выглядят криминалистически точными (в чём можно убедиться тут).
663 664 665

Работа неизвестного автора. Выставка "Homo sapins exhibition". Автор фото: flickr.com/photos/pacocco/ Это всё, что о ней известно.
11481149


В графических и компьютерных реконструкциях фантазия авторов, скажем так, не на шутку разгулялась. На каком основании делались некоторые из них, я вообще не представляю, но часть их попала в разные научно-популярные статьи, одна - в английскую Википедию, поэтому было бы несправедливо их проигнорировать. Итак, коллекция разного качества и достоверности:
Cicero Moraes
464
Джон Баваро
465
Либор Балак
469
470
471
472
Stuart Jackson-Carter
935
Andrew Baker. Это единственная работа, сделанная по самой "прогнатной" и мелкоголовой версии черепа, крайней справа на моей картинке выше.
973
"Отечественный производитель"
Роман Евсеев
466
Из антропогенезовского мультфильма "От обезьяны к человеку". Сделан, как обычно, путём натягивания текстур на 3D-модель черепа, что видно на одном из отчётных роликов.
666

Ещё одна трёхмерная модель, которую сложно назвать реконструкцией, в стареньком видео National Geographic с участием Ричарда Лики. (Мне нравится, как "мальчик" демонстративно разворачивается и уходит после слов "human-like ancestor")

Буду рада, если появятся какие-либо уточнения, дополнения и т.д.
Последний раз редактировалось Алехина 21 янв 2017, 05:08, всего редактировалось 7 раз(а).
Алехина
Форумчанин
 
Сообщений: 70
Изображений: 609
Зарегистрирован: 24 фев 2015, 16:19
Откуда: Подольск

Re: Галерея реконструкций

Сообщение Алексей Милюков » 15 янв 2017, 19:37

Одним из утверждений авторов Антропогенеза.ру является то, что недостоверность эво-реконструкций является мифом. Противники якобы утверждают, что эво-реконструкции основывываются на больной фантазии ученых. "При случае попробуйте убедить в том, что „антропологические реконструкции – шарлатанство“, сотрудников Экспертно-криминалистического центра МВД РФ», – пишет товарищ Соколов в статье, с которой начались его лекции и концерты по городам и весям нашей необъятной родины, а также выступления на радио и телевидении.
Я думаю, что эта тема на "Ковчеге" будет долгоиграющей. Спасибо уважаемой Алехиной, планирую поучаствовать в самое ближайшее время.
Аватар пользователя
Алексей Милюков
Форумчанин
 
Сообщений: 702
Изображений: 5
Зарегистрирован: 20 апр 2008, 17:50
Откуда: Москва

Re: Галерея реконструкций

Сообщение Алехина » 16 янв 2017, 00:31

"При случае попробуйте убедить в том, что „антропологические реконструкции – шарлатанство“, сотрудников Экспертно-криминалистического центра МВД РФ»

Может, и не шарлатанство. Так же слишком грубо. Почему бы не сказать "художественный домысел"? :)
В подборку с "мальчиком" добавлена ещё пара цифровых иллюстраций, хотя и не особо профессиональных. На мой взгляд, намного показательнее дманисские люди...

UPD 11.07.18. Исправлены ошибки, добавлено несколько важных работ.

Так в одном из отделов Грузинского национального музея показаны рассчитанные пропорции всех дманисцев:
1368
1369


Череп 2700 с челюстью 2735. Не считая D4500, лучший по сохранности.
473

Авторства Элизабет Дейнес, с обезьяньей текстурой.
474 1328
475
1329
Эта работа Дейнес заметно отличается от её же реконструкций по другому черепу (см. ниже). Почему - непонятно, но она весьма удачно вписалась как "звено" между хабилисом и Турканским мальчиком в Музее эволюции человека (Бургос, Испания).
1367


В исполнении Маурицио Антона. Пожалуй, один из самых растиражированных.
476
Можно заметить, что абрис черепа и челюсти, подписанного как D2700, сильно отличается от их реального облика. Не берусь судить, почему. Но стоит помнить, что работы Антона, несмотря на его статус "элитного" автора (его работы весьма востребованы), не стоит расценивать как профессиональные реконструкции.
497

В исполнении братьев Кеннис
477
1330
1331 1332

Автор Philippe Froesch.
Реконструкция мужская. Обычно череп D2700 рассматривают как женский, но на этот счёт нет единой точки зрения. Не видела сомнений только в том, что череп принадлежал молодому индивиду. Кто знает... Вполне возможно, при условиях жизни эргастера и в молодом возрасте можно было выглядеть примерно так.
Также замечу, что если некоторые авторы неоправданно "плющат" эректусам носы почти до шимпанзиных лепёшек, то здесь имеется другая крайность: даже если предположить, что носовые кости D2700 обломаны, оснований для такого сильного выступания носа - не видно.
Видеоролик о создании реконструкции тут https://vimeo.com/62929936
478
1340
479
1333 1334

Врать не буду, точное происхождение этой картинки мне неизвестно. Но похоже на руку Viktor Deak, судя по другим его 3D работам.
480

"Отечественный производитель". Олег Осипов.
481


Череп D2282 сильно деформирован, кроме того, пробита лицевая часть. Однако общий абрис выглядит достоверным:
482

Элизабет Дейнес создала и его реконструкцию. Вернее, чтобы не решать вопрос о половой принадлежности его обладателя - целых две. Сейчас они выставлены в одном из отделов Грузинского национального музея. От её же авторства D2700 они довольно сильно отличаются.
4851335
13361337
484 483
486

На сайте автора указано, что реконструкция сделана по D2280, но на фото явно D2282, поскольку у D2280 не сохранилось лицевой части, и черепная коробка отличается. Скорее всего, опечатка.

Череп старика или старухи D3444 с челюстью D3900
487
1345

Редкая работа авторства Viktor Deak.
13421343

Портрет от Маурицио Антона.
488

"Отечественный производитель".
Роман Евсеев
491
Из поступающей в продажу книги Дробышевского "Байки из грота". Художниками книги числятся Юлия Жданова и Елизавета Щепина.
К картинке прилагается рассказ, который выложен здесь: https://discours.io/articles/chapters/b ... ostradanie
1423

Автор Джон Гёрч, слева направо: D2282, D2700, D3444. Отдельно в сети не водятся.
490

Его же сцена охоты дманисских людей:
523

"Семейное фото" Маурицио Антона. Тут нет "конкретных" черепов, но общую картину оно дополняет хорошо.
489
Пейзаж Дманиси.
1346

"Homo georgicus" от Petr Modlitba. Опять же непонятно, какой череп использован (и насколько использован).
1341


Отдельной главой идёт "сомнительный" череп D4500.
492

В Грузинском национальном музее рядом с реконструкциями Дейнес появился D4500 авторства Джона Гёрча. Его же автор добавил на вышеупомянутое "семейное фото" других трёх черепов.

Итак, работа Гёрча отдельно и с соседями:
948
1338
1339

Jay Matternes
493
494

"Отечественный производитель". Роман Евсеев
495
496

Бонусом - аж три видео - "отечественного производителя" и Богдана Петри.


Последний раз редактировалось Алехина 17 янв 2017, 00:20, всего редактировалось 1 раз.
Алехина
Форумчанин
 
Сообщений: 70
Изображений: 609
Зарегистрирован: 24 фев 2015, 16:19
Откуда: Подольск

Re: Галерея реконструкций

Сообщение Юрий из Петербурга » 16 янв 2017, 13:50

Очень полезная тема. :good:
Ceterum censeo Carthaginem esse delendam
Юрий из Петербурга
Форумчанин
 
Сообщений: 602
Зарегистрирован: 27 апр 2008, 16:21
Кредо: creatio ex nihilo

Re: Галерея реконструкций

Сообщение Алехина » 16 янв 2017, 23:11

Юрий из Петербурга, спасибо!

Если серьёзно по поводу слов Соколова, то на Антропогенезе была целая одна подборка действительно научных реконструкций. Но в иллюстрациях и статьях - почему-то не они, а творения местных умельцев, которые "реконструируют", либо растягивая текстуры по картинке с черепом ( https://www.youtube.com/watch?v=1nrP0Wi46QA ), либо обтягивая кожей трёхмерный череп, игнорируя все закономерности костной основы (обратите внимание на "разрез" головы в профиль на 0:51: https://www.youtube.com/watch?v=5WEADY5gwHs ). Сомневаюсь, что сотрудники Экспертно-криминалистического центра МВД РФ используют такие методы. :wink:
Алехина
Форумчанин
 
Сообщений: 70
Изображений: 609
Зарегистрирован: 24 фев 2015, 16:19
Откуда: Подольск

Re: Галерея реконструкций

Сообщение Алехина » 17 янв 2017, 00:18

Сангиран 17, "головастый" эректус с Явы:
498

Череп считается одним из самых полных. Нижняя челюсть утрачена и восстановлена по другим яванским находкам (зубы, обломки челюстей), утраченные части левой половины - по правой и наоборот.

UPD 11.07.2018. Добавлено несколько реконструкций.


Мария Львовна Бутовская. Работа Института этнологии и антропологии РАН, или "Герасимовской лаборатории".
1373
1374

Элизабет Дейнес
499
500
501

John Gurche
502 503

Братья Кеннисы.
504 505
1375

Скульптор Yoichi Yazawa под руководством куратора музея в Токио, антрополога Hisao Baba
507
520
1378

Maurice Wilson, 1950-е
511 510

Libor Balák
521

Зденек Буриан, 1977 г.
508

"Отечественный производитель", Роман Евсеев
Более старая версия
509
2017 г.
1377
Надо заметить, в последнее время работы Евсеева явно выполнены с оглядкой на реконструкции герасимовской школы. Должна признать, их качество возросло. Однако визажистские приёмы вроде типа оволосения, отсутствия белков глаз и бровей - остаются всегда.

Можно было бы пройти мимо очередного "марша прогресса" в очередном музее, но здесь именно Сангиран 17 играет роль недостающего звена.
1376

Ещё одна музейная физиономия для коллекции.
1370


В самом Сангиране есть музей, посвящённый данному персонажу. Выставлены там созданные, вероятно, местными энтузиастами скульптуры, барельефы и диорамы. Чувствуется горячая любовь скульпторов к своему детищу, присущая многим "местным" реконструкциям. Она проявляется в некоторой топорности, любви к деталям при ограниченном бюджете и воссоздании целых семей по одному черепу на всех.
Правда, сейчас музей заполучил две реконструкции Дейнес - хоббита и собственно Сангиран 17.
513
514
519
515
517
518
516
1371
512
1372
Последний раз редактировалось Алехина 18 янв 2017, 00:56, всего редактировалось 3 раз(а).
Алехина
Форумчанин
 
Сообщений: 70
Изображений: 609
Зарегистрирован: 24 фев 2015, 16:19
Откуда: Подольск

Re: Галерея реконструкций

Сообщение Юрий из Петербурга » 17 янв 2017, 04:15

Кстати, я правильно понимаю, что тут некоторые "художники-реконструкторы" - любители без специального образования? Собственно, почему спрашиваю - смутно про Р. Евсеева с Антропогенеза, что-такое вспомнил, но без ссылок, поэтому не 100%. А сейчас вот попытался погуглить Олега Осипова. Нагуглил такое:
А.Соколов писал(а):Плюс: что есть удивительно талантливые люди, готовые очень многое делать бесплатно, «за идею». Да, таких людей мало, но для нашего проекта много и не надо! И когда начинаешь заниматься Делом — такие люди объявляются сами, сами предлагают помощь. Так нашлись замечательные художники-реконструкторы, с которыми мы плодотворно сотрудничаем. Сергей Кривоплясов, Роман Евсеев, Олег Осипов, Анатолий Александров. В общем, интересный проект начинает САМ работать на тебя, притягивает талантливых людей.

Как-то это, хм, не очень профессионально (если, правда, они - любители, уместно будет выразиться пожёстче), по-моему.

Вообще, какие существуют школы и методики реконструкции? Имена, к сожалению, для неспециалиста мало что говорят, хорошо бы некий обзор современных реконструкторов иметь. Но, думаю, такого, к сожалению, нет.
Ceterum censeo Carthaginem esse delendam
Юрий из Петербурга
Форумчанин
 
Сообщений: 602
Зарегистрирован: 27 апр 2008, 16:21
Кредо: creatio ex nihilo

Re: Галерея реконструкций

Сообщение Алехина » 17 янв 2017, 06:03

Вы дали мне хорошую наводку. Я мельком видела имя Анатолия Александрова, но не его работы. Думала - это что-то из одного ряда с Евсеевым и Осиповым, которым титул "реконструктор", мягко говоря, не идёт... а у него вроде неплохие работы. Странно, что имея его в штате, Антропогенез продолжает тиражировать абсолютно безграмотный фотошоп. Правда, реконструкций у него мало, в основном обезьяны разных мастей. Людей всего три штуки - хоббит, неандерталка из Гибралтара и "тот самый" кроманьонец. Прикрепляю неандерталку, остальные работы здесь: https://vk.com/club99653453
Изображение

UPD: Усомнилась в своей оценке данного автора, поняв, что и неандерталка, и кроманьонец - всего лишь отливки с работ Герасимова, просто переделанные под гиперреализм. Кроманьонец вообще маленький, сделан с уменьшенной копии, около 22 см. высотой, которая тиражировалась ещё с советских времён.
1379

Юрий из Петербурга писал(а) 17 янв 2017, 04:15:Кстати, я правильно понимаю, что тут некоторые "художники-реконструкторы" - любители без специального образования?

Там, где Турканский мальчик - все, кто попал в конец подборки. И все 3D-шники, кроме Philippe Froesch и Виктора Дика.
Вопрос о школах меня тоже интересовал. Популярные реконструкторы - Дейнес, Гёрч, Кеннисы, Дик, Ниффенеггер, Лопез (о них ещё впереди) - имеют художественное образование, но тесно сотрудничают с антропологами, музеями и научными институтами. Про конкретные школы на Западе пока не знаю, врать не буду... Знаю только, что из худ. направлений там на пике гиперреализм.
Про отечественных попалось интересное интервью на сайте "Российская антропология": http://www.rusanthropology.ru/index.php ... et-nalitso
А вот и ответ на наши вопросы :)
До сих пор все, кто в России занимается реконструкцией облика по черепу, так или иначе связаны с Герасимовым. Собственные школы основали все его знаменитые ученики и последователи — и Галина Вячеславовна Лебединская, и Елизавета Валентиновна Веселовская, и Сергей Алексеевич Никитин, который сегодня является главным специалистом в области криминалистической реконструкции. Впрочем, работает он и в области исторической реконструкции — среди самых известных его работ можно назвать восстановление облика «кремлевских жен», московских цариц и великих княгинь, останки которых хранятся в Архангельском соборе, — Софии Палеолог, Елены Глинской, Ирины Годуновой и т.д.

Представителей нашей, герасимовской школы, думаю, несколько десятков, работающих в разных лабораториях и группах. Но вообще практически при любом судебно-медицинском центре числится такой специалист.
Алехина
Форумчанин
 
Сообщений: 70
Изображений: 609
Зарегистрирован: 24 фев 2015, 16:19
Откуда: Подольск

Re: Галерея реконструкций

Сообщение Алехина » 18 янв 2017, 01:41

Продолжу небольшой подборкой по черепу эргастера KNM ER 3733, который считается женским. Возможно, поэтому он не так популярен у реконструкторов? Брутальный обезьяноподобный мужчина будет пользоваться у публики большим успехом, чем некрасивая женщина. Судя по реконструкциям, вопрос об утраченной нижней челюсти однозначно не решён. У разных авторов нижняя часть отличается. Точно знаю только то, что Gurche брал челюсть ER992.
Череп
526

Челюсть ER 992
531


UPD 12.07.2018 Добавлено несколько работ.

Григорьева Ольга Михайловна
1380

John Gurche. Существует сразу в нескольких вариантах: бюста, 3D-моделей, рисунка и бронзовой скульптуры.
1390
527
528
544
1424
529
530

В музее неандертальцев в Дюссельдорфе. Есть основние считать, что все реконструкции в этом музее - ранние работы Элизабет Дейнес.
534
535

Братья Кеннисы
536
1387

Ramon Lopez i Ayats
854

Виктор Дик (слева внизу; рядом, похоже, "Родезийский человек")
606

Оказалось, реконструкция из википедии - тоже по этим черепу и челюсти.
543

Музейная реконструкция, где череп отдали мужчине.
545
13881389

Эргастеры в одном из американских музеев, явно вдохновлены черепом 3733.
1382
1383
1384

Скульптура в Museu Nacional de Antropologia, Мексика.
1381

"Отечественный производитель"
538

И, как обычно, подборка разных художников. Видимо, не всем хотелось считать череп женским. Они поступили по-своему.
539
540
541
542
Довольно наивная, но, на мой взгляд, неплохая на фоне других работа:
1391


Это изображение найдено на каком-то польском форуме креационистов и честно говоря, оно не сильно похожа на правду: необоснованно выдаются щёки, форма носа сделана наугад. Впрочем, проблема носа лежит за пределами эво-креа споров, о чём ещё будет сказано...
1385

Другая картинка, найденная там же, намного интереснее: это отфотошопленная версия работы Gurche. И как раз она может быть реалистичнее, чем работа самого скульптора. Потому что за данным автором замечено свойство, присущее почти всем западным иллюстраторам антропогенеза: нос у них лепится от балды. У Gurche это проявляется в том, что плоскими широкими носами обладают все, кому положено по эволюционному статусу, в то время как на черепе предпосылок для этого нет. Неизвестный креационистский автор, конечно, тоже лепил от балды, но его версия ближе к реально обоснованным размерам.
1386
Последний раз редактировалось Алехина 24 янв 2017, 20:05, всего редактировалось 1 раз.
Алехина
Форумчанин
 
Сообщений: 70
Изображений: 609
Зарегистрирован: 24 фев 2015, 16:19
Откуда: Подольск

Re: Галерея реконструкций

Сообщение Алехина » 20 янв 2017, 04:32

Реконструкции "Пекинского человека" более любопытны.

UPD 11.07.2018: добавлено несколько реконструкций, в том числе винтажных.

Вместо предисловия - маленькое выступление Дробышевского:

Перлы вроде "современных людей, в том числе шимпанзе" комментировать не буду, а вот кое к чему другому придерусь. Ну когда, когда эта реконструкция стала портретной? Как это может быть "конкретное лицо конкретного человека", если сам Герасимов в книге "Люди каменного века", где описано создание реконструкции, подчёркивает:
"Реконструкции синантропов, выполненные нами по черепам, созданным из фрагментов черепов различных особей, конечно, можно рассматривать только как обобщённые портреты этих древних представителей семейства гоминид".

Потому что сам череп собран из обломков костей разных индивидов и представляет собой их "среднее арифметическое". Кроме того, этих реконструкций было больше одной.
586
Например, здесь показано сравнение реконструкции Франца Вейденрейха (1937) и Tattersal & Sawyer, 1995. Первое, что бросается в глаза - изменились прикус и форма скул:
1392

Современная реконструкция в нескольких ракурсах.
546

Герасимов приводит вариант женского черепа, созданный "на основании имеющихся обломков челюстей и подобранных по соответствующим размерам зубов" Францем Вейденрейхом.
547

По этим композитным черепам Герасимов создал сразу несколько таких же "обобщённых" (что, кстати, никогда не утаивалось) реконструкций. Вот первая, из видео Дробышевского.
548

В своих книгах Герасимов упоминает одну из своих ранних реконструкций пекинского черепа, которую считает неудачной, так как (цитата из книги "Основы восстановления лица по черепу"):
Неполнота данных привела к допущению ряда ошибок в построении лицевого скелета, который былизлишне утяжелен и имел большую прогнатность, чем следовало бы, что придавало большую примитивность всему облику черепа.

Так она выглядит:
549
954

А вот финальные варианты реконструкций "обобщённой" чжоукоудяньской женщины и "обобщённого" чжоукоудяньского мужчины.
551
550

Синантроп, обезьяноподобность которого достигается типом оволосения и тонкими, выдающимися вперёд губами, вышел весьма харизматичным и потому многократно перерисовывался художниками разных стран. В книге Б.В. Ляпунова "Из глубины веков" головы синантропов насажены на согбенные тела.
967

Зденек Буриан
1393

Кубинская марка
552

Обезьяньи губы синантропа (и некоторых других работ герасимовской школы) всегда вызывала у меня некоторое недоумение. В книге "Основы восстановления лица по черепу", возможно, нашёлся ключ к такому решению. Говоря об особенностях головы шимпанзе, Герасимов пишет:
Так, например, своеобразный прогнатизм шимпанзе морфологически не связан с утолщением губ. Обычно же принято думать, что всякая форма выступания верхней челюсти сопряжена с увеличивающейся толщиной губ. Губы шимпанзе, тонкие и подвижные, с резкой границей перехода к слизистой части.

Кроме того, в современной сборке пекинского черепа изменился прикус, что не может не повлиять на форму губ.

Перед тем, как перейти к современным авторам, посмотрим на "догерасимовские" реконструкции. Сделаны они, конечно, по ранним реконструкциям черепа.
Одна из первых реконструкций. Упоминание пилтдаунского человека намекает на период создания.
1395

Charleton Coon. Середина 20 в.
1394

Скульптура Н.С. Дубовского (1938 г.) в Куйбышевском краеведческом музее. Максимально показательна.
1396

Maurice Wilson, 1952
559 560

Из Американского музея естественной истории
576

Авторов можно узнать из подписи
1398

Другие винтажные реконструкции, авторы неизвестны
564
1397

955

Классика живописи от Зденека Буриана, в том числе две картины на тему "приручения огня". Надо отдать художнику должное: чем ближе к современности его работы - тем адекватнее изображаемое.
567
566
1401
1399
1400
Сравните с одной из поздних работ:
1402


В Пекине, как и в Сангиране, есть музей древнего человека (возможно, даже не один). Там Чжоукоудяньский череп - тоже своеобразный национальный герой. Китайцы ну очень хотят, чтобы именно их страна была колыбелью человечества. Вот как, по их мнению, этот национальный герой выглядел:
568
569
571
570
572
573
574
1404
Огромный синантроп где-то в Китае
1403


Различных иллюстраций с Пекинским человеком - великое, величайшее множество. Я привожу далеко не все, что мне попадались, т.к. для многих не удалось установить точно, что изображены именно искомые персонажи.
Ещё одна марка
582
Неизвестный художник
579
Jay Matternes
578
Giovanni Caselli
580


Теперь к современным авторам, работающим по черепу Tattersal & Sawyer 1995 года.

Элизабет Дейнес. Две версии и экорше. Можно обратить внимание на губы:
553
554
555
556
557
558
662

Скульптор Lisa Büscher
607
608
561
562
1406
1407
563

Неизвестный автор
1405

Вряд ли это можно назвать реконструкцией, но такую версию Пекинского человека предлагает купить бельгийский сайт такидермистов.
565

Иллюстрации разных авторов.
Caglar Engin
581
Mauro Cutrona
584
Asad Bunashi
583
Неизвестный пользователь фотошопа
585
Eduard Olaru
951952
"Отечественный производитель". Олег Осипов
577

3D модели. Автор первой - Cicero Moraes. Автор второй выступает под ником redheretic.
587
588
589
Последний раз редактировалось Алехина 24 янв 2017, 20:07, всего редактировалось 2 раз(а).
Алехина
Форумчанин
 
Сообщений: 70
Изображений: 609
Зарегистрирован: 24 фев 2015, 16:19
Откуда: Подольск

Re: Галерея реконструкций

Сообщение Алехина » 23 янв 2017, 03:53

На этом "чистые" эргастеры и эректусы (т.е. не относимые сегодня к гейдельбержцам и не хоббиты, если их считать карликовой формой эректусов) кончаются. Другими черепами не заинтересовался почти никто из реконструкторов. По некоторым мне удалось найти по одной непрофессиональной реконструкции, возможно, поищу ещё и потом создам отдельную подборку для таких одиночек.

20.12.17 UPD: Важный апдейт! Добавлено много материала. Кроме того, я совершенно напрасно считала Герасимова создателем школьного бюста питекантропа.

Но хочется добавить ещё кое-какие реконструкции, сделанные по черепам, которых никогда не существовало. И это даже не эоантроп. Их можно было бы вообще не упоминать, но, во-первых, они до сих пор тиражируются. Во-вторых, автором двух из них является сам Герасимов М.М. Речь идёт о "научных реконструкциях" предка по знаменитой черепной крышке Дюбуа, и если в "до-герасимовскую эпоху" реконструкциии мало опирались на данные анатомии, то позже действительно получили научную основу. Правда, в духе "как бы выглядел анатомически верный обезьяно-человек, если бы он существовал?"
И, в-третьих, это важно как историческая справка. Уверена, всем участникам форума и всем адекватным эволюционистам это всё и так давно известно, но, по-моему, иногда полезно вспоминать о том, что не стоит объявлять истиной в последней инстанции выводы, сделанные по фрагментарным данным.
Все видели эту крышку, но тем не менее:
601


Реконструкция Ганса Вейнерта. Из собрания Смитсонийского института, 1930 г.
1429


Так питекантропа слепил сам Дюбуа. Пишут, что в натурщики он брал собственного сына.
1153
966


Пожалуй, первый портрет "питекантропа", который можно было бы назвать профессиональным, если бы не почти полное отсутствие предмета реконструкции, создан американским анатомом Джеймсом МакГрегором. Иллюстрация из книги "The brain: From ape to man" 1928 г, автор Фредерик Тинлей. Под номером 7 - "реконструированный" череп. К сожалению, в книге не сказано о том, на каких основах этот череп был создан.
590
Форзац книги. Питекантроп готовится к долгому эволюционному восхождению.
591
Ещё пара ракурсов
592 593

Из книги "Everyday life in prehistoric times"
969

"Яванский человек". 1916 год
945

После такого наглядного доказательства эволюции (кто ж оспорит, если видно?) иллюстрации с питекантропом посыпались градом. Друг от друга они почти не отличались. Приведу только некоторые. В интернете они гуляют до сих пор, особенно часто используются в школьных учебных пособиях, презентациях и т.д.

Питекантроп Василия Александровича Ватагина, замечательного художника и скульптора-анималиста. Увы, это не делает изображённое существо менее фантастическим.
594

У Зденека Буриана иллюстраций вообще великое множество. К сожалению, его питекантропов трудно отличить и от австралопитеков, и от неандертальцев (но это точно они, справки наведены)
596
597

Из книги Б.А. Трофимова "Появление человека"
598

Из книги Льва Голосницкого "Путешествие в прошлое", 1957 г.
1152


Также питекантропов до сих пор можно увидеть в Дарвиновском музее в Москве, где они, сделанные в начале прошлого века, продолжают радовать детей. К слову, там же стоит скрюченный "неандерталец" с отстоящим большим пальцем.
Курбатов Михаил Алексеевич, 1918 г.
943
944
Два питекантропа Василия Александровича Ватагина, 1918 г. Служат "звеном" между стендом с герасимовскими обезьянами, включая хабилисов, и стендом с эректусами.
942
Питекантропы Флерова К.К.
947


В школьной серии бюстов, куда входили также австралопитек, неандерталец и кроманьонец, был этот явно "переходный" товарищ:
599
946

Я совершенно ошибочно считала его созданием Герасимова. Дело в том, что в этот "школьный набор" входили герасимовские австралопитек африканус, неандерталец и кроманьонец. Хотя исходника для питекантропа я не нашла, мне "по аналогии" казалось, что он тоже герасимовский. Но оказалось, что настоящий его автор - М.М. Казанский, и выполнен бюст по рисункам и указаниям анатома и палеонтолога А. П. Быстрова в 30-х. или раньше. То есть, чтобы закрыть пробел между научными портретами обезьяны и двух людей, всё-таки пришлось прибегать к чужим работам... И всё бы ничего, но продаётся этот набор, включающий питекантропа Казанского-Быстрова, и по сей день. Например, он иногда появляется в московском "Красном карандаше". Или можно вбить в поиск "школьный набор происхождение человека" и убедиться, что питекантоп химерного происхождения жив по сей день.

А теперь портреты питекантропов, которые делал всё-таки Герасимов.
Их история описана в каждой из трёх изданных работ Герасимова. Ко времени создания реконструкций (50-е гг.) было сделано несколько новых находок, в частности, гейдельбержская челюсть, женский череп из Штейнгейма, эректусы в Чжоукоудяне и новые фрагменты черепов на Яве. Как пишет сам Герасимов, в 1926-27 гг. на основании яванской черепной крышки, яванских же зубов эректуса и челюсти гейдельбержца (а ведь Ява и Гейдельберг находятся отнюдь не рядом) он разработал собственную версию черепа питекантропа. Однако для новых реконструкций используются "мужская" и "женская" версии черепов, созданные соответственно Вейденрейхом и Вейнертом.
Мужской череп, "Питекантроп IV", создан на основе черепной крышки Сангиран 4 (картинка с Антропогенеза):
600

В исполнении Вейденрейха она стала такой (иллюстрация из книги Герасимова "Люди каменного века"):
602

При этом, подчеркну, Герасимов совершенно не утверждает правильность этой реконструкции! Данные были настолько фрагментарны, что эти два черепа нельзя даже назвать "обобщёнными образами", как в случае с Пекинским человеком. По словам Герасимова,
Череп питекантропа IV не может считаться в полной степени достоверным, так как он был реставрирован по весьма неполным данным. Кенингсвальд нашёл отдельные, не связанные между собой фрагменты черепа. Они могли принадлежать даже не одному индивиду. Кроме того, среди этих обломков не было кусков верхней части лица и лобной кости. Нет лицевых костей и у других питекантропов. Вейденрейх безусловно учёл всё, что могла дать сравнительная анатомия. Созданная им реконструкция черепа питекантропа IV выглядит убедительно. Но достоверна ли она? Это могут подтвердить только новые находки. У Вейденрейха не было никаких даннных о форме лба, надбровий, ширине корня носа, степени выступания носовых костей, форме и величине орбит и о конфигурации скуловых костей. ... Этот реконструированный череп в значительной степени гипотетичен, и тем не менее при рассмотрении его у меня не возникло желания внести поправку, он очень гармоничен.

Также в книге "Восстановления лица по черепу":
Предлагаемые в настоящей книге реконструкции ... не должны рассматриваться как исчерпывающая характеристика этих обезьяно-людей, так как они воспроизведены по весьма скудным данным.

Женский же череп был создан Гансом Вейнертом на основе исключительно черепной крышки и зуба, найденных Дюбуа. По словам Герасимова, в версию Вейнерта пришлось внести ряд поправок: в частности, "облегчить" челюсть и уменьшить прогнатность. Такие выводы были сделаны Герасимовым после изучения пекинских эректусов, а также черепа из Штейнгейма и челюсти из Гейдельберга (владельцев и того, и другого сейчас относят к homo hedelbergensis). Кроме того, Герасимов исходил из предположения, что половой диморфизм у питекантропов должен быть ярко выражен, как у обезьян. Вот что получилось в итоге:
603

Так Герасимов комментирует "переходность" образов, добавленную благодаря волосяному покрову (книга "Основы восстановления лица по черепу"):
При восстановлении головы питекантропа были учтены морфологические черты черепа, а при воспроизведении волосяного покрова головы и лица последний был взят таким, каким он бывает у шимпанзе и молодых горилл. В результате, несмотря на то, что лицо восстановленного мною питекантропа имеет несомненно больше человеческих черт, чем обезьяньих, впечатление таково, что это портрет какой-то высшей обезьяны, одновременно имеющей и человеческие черты.

Получились такие, весьма романтические портреты:
604 605

Повторюсь, как честный эволюционист, Герасимов верит в правильность своих убеждений (в "Людях каменного века" глава о питекантропе заканчивается цитатой из Энгельса), но ни в коей мере не утверждает полную достоверность реконструкций, сделанных по столь фрагментарным данным. Чаще всего, если какая-то "переходная деталь" в сомнительном случае добавлена намеренно, это поясняется отдельно. Если данные фрагментарны, об этом тоже всегда присутствует комментарий по поводу большей или меньшей достоверности предложенных вариантов реконструкции. Поэтому я ни в коем случае не пытаюсь "опустить" этого без сомнения великого отечественного антрополога, работы которого сейчас с большим интересом читаю. Но эти два портрета питекантропов - яркий пример того, что нельзя постулировать "криминалистическую точность" там, где исходный материал для реконструкции ещё сам нуждается в восстановлении, а ход этого восстановления напрямую зависит от убеждений реставратора.

Для полноты картины - более современная реконструкция черепа. К сожалению, информации о ней пока не нашлось.
1428
Алехина
Форумчанин
 
Сообщений: 70
Изображений: 609
Зарегистрирован: 24 фев 2015, 16:19
Откуда: Подольск

Re: Галерея реконструкций

Сообщение Алехина » 26 янв 2017, 05:14

Теперь сами "хоббиты", они же Homo floresiensis. Воссоздаются они по единственной, но достаточно полной находке LB1 - относительно хорошо сохранившемуся черепу и частям посткраниального скелета, позволяющим рассчитать рост и пропорции.
Обычно скелет считается женским, но однозначного мнения на этот счёт нет.

UPD 12.08.2018: Добавлено несколько реконструкций, исправлены ошибки.


Хотя находка сравнительно недавняя, кол-во реконструкций, как профессиональных, так и любительских, поистине огромно. К сожалению, в стороне остаётся только российская школа антропологической реконструкции (буду надеяться, что временно).
Хотя "хоббит" по определению не считается никаким переходным звеном, его тоже, бывает, делают пообезьяннистей, чем на то есть реальные основания. Причин для этого вижу две: первая - предположение, что флоресский человек - прямой потомок "примитивных" эректусов. Вторая - стремление намеренно "отделить" всех Homo не-сапиенс от собственно сапиенс хотя бы визуально. В целом простора для фантазий немного, т.к. череп очень хорошей сохранности, а значит, нет препятствий для портретной реконструкции. Но некоторым авторам (в основном, конечно, "свободным художникам"), это не мешает.
Правда, поскольку череп очень маленький, есть препятствия для использования современных стандартов реконструкции. Например, глазницы настолько малы, что глазное яблоко взрослого человека, диаметром 24 мм, туда просто не влезет. Возможно, имеет смысл использовать глазное яблоко "детского размера"?

Сам череп и скелет
609 610

Снова о криминалистике :) Довольно известная реконструкция австралийского антрополога Сьюзан Хейз из университета Вуллонгонга. Сайт Вести.ru сообщает:
Хейз неоднократно помогала полиции восстанавливать внешность погибших по найденным останкам. Теперь она использовала методы судебной экспертизы, чтобы нанести на кости мышцы и жир, и в результате составить портрет загадочного существа. "Эта работа отняла у меня гораздо больше времени и сил, чем я ожидала, но результатом я довольна, — поделилась Хейз в пресс-релизе университета. – Нельзя назвать это лицо красивым, но в нём, безусловно, есть что-то особенное".
Несмотря на то, что кости древних гоминидов выглядят довольно примитивно, внешность Homo floresiensis оказалась более современной, чем можно было бы предположить.

611

Теперь можно сравнить, насколько другие реконструкции похожи или не похожи на эту. :) Например, одна из первых "реконструкций", украшавших заголовки статей, выглядела так:
648

Элизабет Дейнес
612 626
1411
614

John Gurche на основе LB1, как и с KNM ER 3733, создал целую серию: рисунок, бюст, скульптуру, где хоббит пугается варана (самого варана в экспозиции, увы, нет).
617
618
Karen Carr на основе работы Gurche
615

Братья Кеннисы. Два варианта.
1408
620
621
Справа - реконструкция по черепу Джебел Ирхуд 1
622

Виктор Дик. Первая - кадр из сериала "Becoming Human", остальные - с его ныне не работающего сайта.
623
647
646
651
656

Из National Museum of Nature and Science, Токио
624
625

Ramon López i Ayats
632
633

Lisa Büscher. Похоже, глаз подходящего размера в продаже не было...
629
630
631

Mauricio Anton (включая видео с 3D-моделью)
635
636
637
638
639

От ODD Studio, специализирующейся на создании спецэффектов
14161417

Katrina Kenny. Обычно сопровождает статьи, в которых говорится о "доказанном родстве флоресиенсиса с хабилисом".
852
1421


Скульптуры, об авторстве которых я ничего не знаю.
640
641
642
1420
649
Это выставлено (или было выставлено) в библиотеке Университета Новой Англии (Австралия).
634
В одном из норвежских музеев
1410


"Отечественный производитель".
Анатолий Александров
627
1409
628
Роман Евсеев
968
Олег Осипов
643
Сергей Кривоплясов

Другое 3D от Bogdan Petry.
644

И подборка работ разной степени художественности.
Велизар Симеоновски
1412
Николай Ковалёв
645
Petr Modlitba
650
Richard Klyver
660
Lionel Bret. АСЧ наблюдает за флоресскими карликами. От себя - очень люблю эту работу (что называется - верю), несмотря даже на то, что отдельный эскиз "хоббита"... кхм... коряв...
1415
1414
Из книги Клягина Н.В. "Современная научная картина мира". Картинку сопровождает текст: "«Флоресиец» представлял собой позднюю карликовую форму гейдельбергского человека ... Он не являлся ни сказочным хоббитом («чертенком»), ни позднейшим питекантропом, а сделался крохой подобно другим карликовым островным млекопитающим." Неизвестно, откуда взялся гейдельбержский человек, когда широко распространены лишь версии с эректусом и сапиенсом-микроцефалом, но за "чертёнка" обидно...
659
661
658
654
655
657
653
652
1443
Eric le Brun
1413


Интересно, что одна из первых реконструкций LB 1 была четвероногой! Её "отцом" явился палеонтолог и участник раскопок на Флоресе Gert van den Bergh, взявший за основу непропорционально длинные руки "хоббита" и необычную форму соединения плечевой кости с плечом, посчитав её сходной с таковой у гиббонов и макак. Имхо - версия о том, что флоресиенсис действительно проводил много времени на деревьях, вполне имеет право на существование. Лазают же современные австралийские аборигены, а уж флоресиенсису с его телосложением наверняка было ещё сподручней... Но не до такой же степени, чтобы "воссоздавать" четвероногую походку, основываясь на единственном анатомическом признаке! Она не была принята научным сообществом, но успела попасть на обложку датского научного журнала Natuurwetenschap & Techniek за ноябрь 2005 год. Почитать об этом (и увидеть "тёплые" отзывы других учёных) можно тут: http://blogs.discovermagazine.com/loom/ ... sYPe39LdaQ
Очень жаль, что большая часть ссылок в статье удалена. Сохранилось только эти иллюстрации из вышеупомянутого журнала:
1418 1419
Последний раз редактировалось Алехина 26 янв 2017, 21:57, всего редактировалось 1 раз.
Алехина
Форумчанин
 
Сообщений: 70
Изображений: 609
Зарегистрирован: 24 фев 2015, 16:19
Откуда: Подольск

Re: Галерея реконструкций

Сообщение Юрий из Петербурга » 26 янв 2017, 21:03

Алехина писал(а) 15 янв 2017, 02:31:Эволюционисты, защищая свои реконструкции, машут аргументом, что, мол, современные методы достоверны чуть ли не на 100% и в пример приводят работу криминалистических лабораторий. И… они правы. Методы Михаила Герасимова, которыми сейчас пользуются во всём мире, позволяют восстановить внешность человека вплоть до разреза глаз и формы носа. Но… есть тут два очень весомых «но».

Да, стопроцентность чего-то не получается. Даже там, где в основе - хорошо сохранившийся череп и, где реконструктор явно пользовался какой-то методикой, - всё равно результаты заметно разные. Та же флорезийка - то с индейскими или полинезийскими чертами, то с африканскими, то с японскими (в исполнении сотрудников японского музея :ROFL: ), не говоря уже о полуобезьяньих вариантах и любительских реконструкциях.

Алехина писал(а) 26 янв 2017, 05:14:Да, это тоже на научность не тянет. Но оно выставлено (или было выставлено) в библиотеке Университета Новой Англии (Австралия).
634


Эта реконструкция напомнила мне другого хоббита:
Изображение

:-)
Ceterum censeo Carthaginem esse delendam
Юрий из Петербурга
Форумчанин
 
Сообщений: 602
Зарегистрирован: 27 апр 2008, 16:21
Кредо: creatio ex nihilo

Re: Галерея реконструкций

Сообщение Алехина » 26 янв 2017, 21:56

Юрий из Петербурга, меня это тоже приводит в недоумение... Иногда ещё можно предположить, что некоторые берут данные по мягким тканям шимпанзе, а не человека, восстанавливая тех же эректусов (насколько я успела узнать, отличия касаются губ, надбровья и глабеллы, и средняя толщина мягких тканей у шимпанзе меньше средней человеческой). Но всерьёз призадуматься меня заставили работы Виктора Дика, у которого разные версии вообще друг на друга не похожи. Не знаю, чем они руководствуются - то ли изобретают "свою" методику, то ли полагают, что пипл всё равно схавает?

Эта реконструкция напомнила мне другого хоббита:
Изображение

:-)

Похож :D Ещё этого чем-то напоминает. Наверное, глазками.
629
Алехина
Форумчанин
 
Сообщений: 70
Изображений: 609
Зарегистрирован: 24 фев 2015, 16:19
Откуда: Подольск

Re: Галерея реконструкций

Сообщение Юрий из Петербурга » 28 янв 2017, 16:27

Сьюзан Хейз, кстати, достойна особого внимания. Она - антрополог криминалист, и неё есть публикации, описывающие её метод, которые, к сожалению, я не смог найти ни в свободном доступе, ни в продаже. Может, кто поможет?
Её работы: https://www.researchgate.net/profile/Susan_Hayes
Метод:
https://www.researchgate.net/publicatio ... nual_AME10
https://www.researchgate.net/publicatio ... nual_AMV10

Работы Герасимова и методичку Лебединской - его ученицы, я нашёл, к слову. Добавлю их во вложении.

Может быть стоит создать отдельную тему, посвящённую реконструкторам и их методам.
Вложения
Gerasimova_Rud'_Yablonskij_Antropologia.djvu
(2.54 MiB) Скачиваний: 14
M_M_Gerasimov_Lyudi_Kamennogo_veka_1964.djvu
(11.96 MiB) Скачиваний: 16
gerasimov_m_m_vosstanovlenie_litsa_po_cherepu_sovremennyy_i.pdf
(57.5 MiB) Скачиваний: 17
Lebedinskaya_manual.pdf
(13.6 MiB) Скачиваний: 14
Gerasimov_1949.pdf
(15.2 MiB) Скачиваний: 16
Последний раз редактировалось Юрий из Петербурга 29 янв 2017, 00:02, всего редактировалось 1 раз.
Ceterum censeo Carthaginem esse delendam
Юрий из Петербурга
Форумчанин
 
Сообщений: 602
Зарегистрирован: 27 апр 2008, 16:21
Кредо: creatio ex nihilo

Re: Галерея реконструкций

Сообщение Юрий из Петербурга » 28 янв 2017, 21:26

В добавление к предыдущему сообщению - докторская Веселовской.
veselovskaya_disser_2016.pdf
(1.42 MiB) Скачиваний: 15
Ceterum censeo Carthaginem esse delendam
Юрий из Петербурга
Форумчанин
 
Сообщений: 602
Зарегистрирован: 27 апр 2008, 16:21
Кредо: creatio ex nihilo

Re: Галерея реконструкций

Сообщение Алехина » 28 янв 2017, 23:46

Юрий, только я собиралась открывать тему, как меня опередили :) Огромное спасибо за Лебединскую и Веселовскую! Хейзер я отправила вопрос насчёт полного текста методички по 2D реконструкции, но, разумеется, ни на что не надеюсь. :)
Добавлю ещё одну работу дочерей Герасимова. "Антропология античного и средневекового населения..." тоже написана Маргаритой Михайловной, но сайты её распространяют от имени отца (опечатка). У самого Герасимова только три труда о восстановлении лица. Кстати, по "Людям каменного века" можно получить обзорное представление о положении дел в антропологии того времени.
Вложения
Герасимова М.М., Герасимова К.М. - Михаил Герасимов я ищу лица. О восстановлении внешнего облика исторических лиц - 2007.djvu
(49.29 MiB) Скачиваний: 15
Алехина
Форумчанин
 
Сообщений: 70
Изображений: 609
Зарегистрирован: 24 фев 2015, 16:19
Откуда: Подольск

Re: Галерея реконструкций

Сообщение Юрий из Петербурга » 29 янв 2017, 00:22

Алехина писал(а) 28 янв 2017, 23:46:Юрий, только я собиралась открывать тему, как меня опередили :)

ув. Алехина (извините, не знаю как к вам обращаться, по фамилии, вроде, не очень удобно), может быть, попросим модератора выделить сообщения о методах и школах в отдельную тему?

Алехина писал(а) 28 янв 2017, 23:46:Огромное спасибо за Лебединскую и Веселовскую!

Рад помочь. :-) Может, ещё что найду.

Алехина писал(а) 28 янв 2017, 23:46:Добавлю ещё одну работу дочерей Герасимова. "Антропология античного и средневекового населения..." тоже написана Маргаритой Михайловной,

Да, действительно, не посмотрел, что скачал. Изменил название.



Алехина писал(а) 17 янв 2017, 00:18:Л.М.Бутовская

Кажется, инициалы переставлены.
Ceterum censeo Carthaginem esse delendam
Юрий из Петербурга
Форумчанин
 
Сообщений: 602
Зарегистрирован: 27 апр 2008, 16:21
Кредо: creatio ex nihilo

Re: Галерея реконструкций

Сообщение Алехина » 29 янв 2017, 02:51

Алехина писал(а) 17 янв 2017, 00:18:Л.М.Бутовская

Кажется, инициалы переставлены.

Верно, спасибо за поправку. Правда, редактировать уже нельзя...
Думаю, отдельная тема была бы кстати, можно было бы туда скидывать также видео, лекции. Подборки реконструкций скоро продолжу, я стала копать поглубже насчёт них - и увязла. А звать меня Ольга :)
Алехина
Форумчанин
 
Сообщений: 70
Изображений: 609
Зарегистрирован: 24 фев 2015, 16:19
Откуда: Подольск

След.

Вернуться в Беседка

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Golden Time-Золотое Время. История, религия, наука