Лёнчик писал(а):"Право", данном случае, это продемонстрированное соответствие суждения с реальным положением вещей.
Необходимость заслужить это "право" диктуется необходимостью в наличии уверенности в правильности суждения, поскольку наши суждения информируют наши действия, а от наших действий зависит качество и количество нашей жизни.
1. Наши суждения информируют наши действия.
2. От наших действий зависит качество и количество нашей жизни.
3. Необходимо иметь уверенность в правильности суждения.
4. Всякое суждение, которое можно считать истинным, есть такое суждение, соответствие реальному положению которого должно быть продемонстрировано.
(4) логически не следует из (1), (2) и (3). Это логическая ошибка "мнимое следование". Но не важно. Общая мысль ясна. В дальнейшем я её сформулирую в логической форме и проанализирую. Но перед этим нужно сделать ряд вводных замечаний.
Начать следует из некоторых пояснений относительно устройства структуры убеждений человека. Если на последнюю смотреть с т.з. науки логики, то можно сказать, что она выглядит как совокупность иерархий, которые состоят из суждений. В рамках каждой такой иерархии менее фундаментальные суждения логически следуют из более фундаментальных. При этом каждая иерархия в своём основании имеет такие суждения, которые логически не следуют из более фундаментальных суждений, но считаются истинным и выступают в качестве её фундамента, из которого логически следуют суждения, входящие в состав более высоких иерархических уровней. Вот эти суждения, которые логически не следуют из других суждений, но рассматриваются как истинные, называются аксиомами. Таким образом, в структуре убеждений человека имеют место быть аксиомы. И это не только то, о чём пишу я. Об этом можно прочесть, к примеру, и в учебнике логики Д. А. Гусева:
Итак, аксиомы — это высказывания, не нуждающиеся в обосновании. Кстати, доказательство в конечном итоге потому и возможно, что существуют положения, которые не надо доказывать (как то ни парадоксально на первый взгляд). Вспомним, доказательство представляет собой выведение истинности или ложности какого-либо суждения — тезиса — из ранее установленной истинности других суждений — аргументов, которые когда-то сами были тезисами и выводились из иных аргументов, а те, в свою очередь, — из каких-то еще и т. д. Эта цепочка тезисов и аргументов, сколько бы она ни продолжалась, рано или поздно упирается в некую аксиому и на этом останавливается. В противном случае она развертывалась бы без конца, что приводило бы к невозможности любого доказательства. Эту особенность мышления заметили еще древние философы, которые называли рассуждение, лишенное аксиом, удалением в бесконечность (лат. regressus in infinitum).
[Гусев Д.А. Логика. Москва, 2005. 240 с.]Исходя из написанного выше, в структуре наших убеждений аксиомами называются такие суждения, которые логически не следуют из каких-либо более фундаментальных суждений, но при этом рассматриваются нами как истинные. Они могут выступать предпосылками в составе умозаключений, выводы которых образуют более высокие уровни иерархии в структуре наших убеждений. Хотя некоторые аксиомы могут и не участвовать в умозаключениях и существовать вне упомянутых выше иерархий как самостоятельные суждения. Суммируем написанное следующим образом:
5. Всякое суждение, которое логически не следует из более фундаментальных суждений, но рассматривается как истинное, есть аксиома.
В структуре убеждений человека есть множество суждений, которые логически не следуют из более фундаментальных суждений, но рассматривается как истинные. Я однажды насчитал таких более 20. Посмотрим на некоторые примеры:
-достоверность данных памяти;
-существование событий, предшествующих нашим самым ранним воспоминаниям;
-объективность мира;
-правильность закона достаточного основания;
-правильность отражения мира в сознании;
-существование других сознаний;
-познаваемость не изученных частей окружающего мира;
-связь между подтверждением следствий из теории и существованием объекта, описанного в её постулатах
-моральные убеждения;
-модальные интуиции;
-содержание субъективного опыта;
-существование других сознаний;
-достоверность свидетельств других людей;
-критерии для отделения знания от незнания;
-методологические принципы;
-etc.
Некоторые элементы списка фактически выражают собой не отдельные суждения, которые логически не следуют из более фундаментальных суждений, а множество такого рода суждений. Все суждения из приведённого выше списка, согласно определению (8), являются аксиомами:
6. Достоверность данных памяти, существование других сознаний, объективность мира и т.д. есть суждения, которые логически не следуют из более фундаментальных суждений.
7. Достоверность данных памяти, существование других сознаний, объективность мира и т.д. есть аксиомы (5,6,barbara).
С учётом написанного выше, в фундаменте познания есть множество аксиом. Эти аксиомы составляют основание мировоззрения человека, определяя предпосылки для его ценностей, деятельности, познания и т.д. Рассмотрим как некоторые из них вносят определённую ясность в обсуждавшуюся ранее тему.
8. Всё, что моральный опыт идентифицирует как приемлемое, есть приемлемое.
9. Всякое руководство к действию, которое повышает длительность жизни и её качество, есть то, что моральный опыт идентифицирует как приемлемое.
10. Всякое руководство к действию, которое повышает длительность жизни и её качество, есть приемлемое (8,9,barbara).
11. Всякое приемлемое суждение есть такое, о соответствии действительности которого известно.
12. (11) есть руководство к действию, которое повышает длительность жизни и её качество.
13. (11) есть приемлемое (10,12,barbara).
Теперь посмотрим к каким следствиям приводит предпосылка (11).
Существование истины предполагает, что имеет место быть сознание, имеет место быть объективный мир и имеет место быть канал восприятия, который способен правильно отражать объективный мир. Как было написано выше, убеждение в существовании объективного мира и убеждение в правильности его отражения в нашем сознании являются аксиомами. Принятие предпосылки (11) наряду из этими аксиомами, похоже, приводит к следующему:
14. "Объективный мир существует" не есть такое, о соответствии действительности которого известно.
15. "Объективный мир существует" не есть приемлемое суждение (11,14,camestres).
16. "Мир правильно отражается в сознании" не есть такое, о соответствии действительности которого известно.
17. "Мир правильно отражается в сознании" не есть приемлемое суждение (11,16,camestres).
С учётом наличия таких выводов сложно понять как вообще возможно называть любые суждения истинными в рамках ранее приведённого определения понятия "истина". Рене Декарт избегал подобного скептицизма путём надежды на Бога, который настроил наши когнитивные функции так, что бы познание вообще было возможным.
Рассмотрим другую аксиому - достоверность данных памяти. Она выражает собой убеждение, что если человек вспоминает определённые события и ему кажется, что они происходили в прошлом, то они действительно происходили в прошлом. Как из подобного воспоминания дедуктивно вывести его соответствие действительности, существование которой мы принимаем на уровне аксиомы, совершенно не ясно. Индуктивная защита достоверности данных памяти, как пишет аналитический философ Ричард Суинберн, тоже ни к чему не приводит:
Но в то же время индукция от прошлого опыта к будущему правомерна только в том случае, если мы правильно помним наш прошлый опыт. А какие у нас имеются основания для предположения, что это так? Очевидно, что они не могут быть индуктивными: индуктивное подтверждение достоверности воспоминаний явно представляет собой круг в доказательстве. Здесь мы явно должны положиться на принцип, согласно которому вещи таковы, какими они нам кажутся, — базисный принцип, не требующий дальнейшего обоснования; и если нам кажется, что мы имеем такой-то опыт, то это само по себе достаточное основание для уверенности в том, что так и есть.
[Суинберн Р.Г. Существование Бога. Москва, 2014. 464 с.]Аксиома о достоверности данных памяти, принимаемая одновременно с суждением (11), приводит к таким следствиям:
18. "Данные памяти достоверные" не есть такое, о соответствии действительности которого известно.
19. "Данные памяти достоверные" не есть приемлемое суждение (11,18,camestres).
Согласно выводу (19) мы не ожем доверять собственным воспоминаниям. Это приводит к целому ряду эпистемологических проблем:
20. Все части данных памяти есть то, правильность чего нельзя принимать.
21. Существование законов логики есть части данных памяти.
22. Существование законов логики есть то, правильность чего нельзя принимать (20,21,barbara).
23. Если существование законов логики есть то, правильность чего нельзя принимать, то всякий вывод из определённого умозаключения есть такой, который ничто не может вынудить человека принять.
24. Всякий вывод из определённого умозаключения есть такой, который ничто не может вынудить человека принять (22,23,modus ponens).
25. (10), а также (13), есть вывод из определённого умозаключения.
26. (10), а также (13), есть такой, который ничто не может вынудить человека принять (24,25,barbara).
Таким образом, руководствуясь (11) получаются выводы, которые не просто подрывают доверие к достоверности данных памяти, но подрывают доверик к логике, что, в свою очередь, лишает оснований считать, что предпосылки, из которых следует (11), требуют от нас принятия (11).
Принимая (11), мы не можем принимать аксиому о существовании событий, предшествующих нашим самым ранним воспоминаниям:
27. "События, предшествующие нашим самым ранним воспоминаниям существуют" не есть такое, о соответствии действительности которого известно.
28. "События, предшествующие нашим самым ранним воспоминаниям существуют" не есть приемлемое суждение (11,27,camestres).
Мы не можем доверять закону достаточного основания:
29. "Закон достаточного основания верен" не есть такое, о соответствии действительности которого известно.
30. "Закон достаточного основания верен" не есть приемлемое суждение (11,29,camestres).
Отказ от закона достаточного основания ведёт к следующему:
31. Всё, что существует, есть такое, котрое нельзя считать имеющим достаточное основание.
32. Галактика Андромеда, планета Земля, собственный субъективный опыт, ископаемые останки живых существ и т.д. есть то, что существует.
33. Галактика Андромеда, планета Земля, собственный субъективный опыт, ископаемые останки живых существ и т.д. есть такое, котрое нельзя считать имеющим достаточное основание (31,32,barbara).
Таким образом, принятие (11) приводит к тому, что учёные больше не могут утверждать, что нашли достаточное основания для появления в истории тех или иных вещей.
Принятие (11) приводит и к следующему:
34. "Другие люди обладают сознанием" не есть такое, о соответствии действительности которого известно.
35. "Другие люди обладают сознанием" не есть приемлемое суждение (11,34,camestres).
В познании мы руководствуемся модальными интуициями, которые говорят нам о возможности достижения тех или иных вещей в тот или иной способ. По сути они представляют собой веру в возможность определённых вещей, о которых говорится в следующей публикации:
Образно выражаясь, наша жизнь — мост в будущее, который мы перебрасываем через «бездну двух или трех дней», не говоря уже о безднах более длительных отрезков времени. Одна опора этого моста реальна, очевидна, она стоит здесь, где мы сейчас пребываем в относительном здравии и благополучии, а вот другая — та, что призвана удерживать пролет моста, отстоящий на три дня, или три года, или тридцать лет, не видна, а лишь зыбко предполагаема. Чтобы двинуться вперед, нужно верить в то, что другая опора есть.
Таким образом, вера — это отнюдь не только религиозный (как продолжают думать воспитанные атеизмом ученые), но и общепсихологический феномен. «В представлении многих людей, — констатировал С.Л. Соловейчик, — слово “вера” связывается с понятием “вера в Бога”, и это неудивительно; до недавнего времени вся сфера нравственности находилась в ведении религии, и почти все понятия, с помощью которых только и можно выразить духовно-нравственные идеи, носят религиозную окраску: дух, душа, вера, надежда, милосердие, грех, совесть. Но что же делать? Мы по десять раз на дню произносим “спасибо” — “спаси Бог”, вовсе о Боге не думая». Более того, «…в реальной жизни, в реальной речи и, значит, в практическом нашем сознании слово “вера” на каждом шагу используется в нерелигиозном значении. Мы говорим: вера в победу, вера в людей, вера в правду, с верой в будущее; люди верят в себя, в удачу, в судьбу; мы говорим о доверии к человеку и уверенности в себе. Наконец, мы говорим: верность Родине, верность долгу, верность любви, верность своему призванию, беспредельная верность своему народу. Все высшие качества человека и лучшие его поступки связаны с верой и верностью!» (Соловейчик, 1985, с. 189).
[Братусь Б.С., Инина Н.В. Вера как общепсихологический феномен сознания человека. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. №1. С. 25-38.](11) является предпосылкой для отрицания наших модальных интуиций:
36. "Модальные интуиции соответствуют действительности" не есть такое, о соответствии действительности которого известно.
37. "Модальные интуиции соответствуют действительности" не есть приемлемое суждение (11,36,camestres).
Такой вывод, по-видимому, разрушает основания для всякой деятельности.
Теперь время дать оценку выводам, полученным в рамках умозаключений, одной из предпосылок которых было (11). Эти выводы содержат такое понятие, как "приемлемость". Это понятие имеет отношение к области морали и с т.з. морали же подлежит оценке:
38. Всё, что приемлемо, есть то, что моральный опыт идентифицирует как приемлемое.
39. Выводы (15), (17), (19), (28), (30), (35) и (37) не есть то, что моральный опыт идентифицирует как приемлемое.
40. Выводы (15), (17), (19), (28), (30), (35) и (37) не есть то, что приемлемо (38,39,camestres).
Таким образом, умозаключения с участием суждения (11) привели к ложному выводу. К. Р. Поппер в книге "Объективное знание" пишет:
Вкратце, моя теория такова. Я смотрю на логику как на теорию дедукции, или выводимости, или как её ещё называют. Выводимость, или дедукция, связана, в основном, с передачей истинности и обратной передачей ложности: в верном (valid) выводе истина передаётся от посылки к заключению. Это можно использовать, особенно в так называемых «доказательствах». А ложность передаётся от заключения к (хотя бы) одной посылок, и это используется в опровержениях, особенно в критических.
У нас есть посылки и заключение; если мы покажем, что заключение ложно, и предположим, что вывод верен, то мы будем знать, что хотя бы одна из наших посылок неверна. Именно так логика постоянно используется в процессе критического обсуждения, потому что в критическом обсуждении мы стремимся доказать, что с некоторым утверждением что-то не в порядке. Мы пытаемся показать это, хотя не всегда успешно: на критику бывает возможно ответить справедливой контркритикой.
[Поппер К. Р. Объективное знание. Эволюционный подход. Москва, 2002. 384 с.]Автор приведённого в цитате текста пишет, что «ложность передаётся от заключения к (хотя бы) одной посылок». Его утверждение о передаче ложности от вывода к предпосылкам умозаключения мне показалось хорошим в качестве названия для последовательности действий, которую я совершу ниже. Я назвал эту последовательность действий «правилом передачи ложности от вывода к предпосылкам правильного умозаключения»:
41. Всякое умозаключение, содержащее отношение логического следования и истинные предпосылки, есть приводящее к истинному выводу.
42. Умозаключение, состоящее из суждений (11), (14) и (15), а также умозаключение, состоящее из суждений (11), (16) и (17), а также умозаключение, состоящее из суждений (11), (18) и (19), а также умозаключение, состоящее из суждений (11), (27) и (28), а также умозаключение, состоящее из суждений (11), (29) и (30), а также умозаклчюение, состоящее из суждений (11), (34) и (35), а также умозаключение, состоящее из суждений (11), (36) и (37) не есть приводящие к истинному выводу.
43. Умозаключение, состоящее из суждений (11), (14) и (15), а также умозаключение, состоящее из суждений (11), (16) и (17), а также умозаключение, состоящее из суждений (11), (18) и (19), а также умозаключение, состоящее из суждений (11), (27) и (28), а также умозаключение, состоящее из суждений (11), (29) и (30), а также умозаклчюение, состоящее из суждений (11), (34) и (35), а также умозаключение, состоящее из суждений (11), (36) и (37) не есть умозаключения, содержащие отношение логического следования и истинные предпосылки (41,42,camestres).
С учётом написанного, упомянутые умозаключения, содержащие (11) в числе предпосылок, являются либо такими, которые не содержат отношения логического следования, либо имеют ложной минимум одну предпосылку:
44. Умозаключения, содержащие (11) в числе предпосылок, есть либо не содержащие отношение логического следования, либо имеющие проблемы с предпосылками.
Но приведённые мной умозаключения содержат отношенеи логического следования. Это приводит к следующему:
45. Ложно, что умозаключения, содержащие (11) в числе предпосылок, есть не содержащие отношение логического следования.
46. Верно, что умозаключения, содержащие (11) в числе предпосылок, есть имеющие проблемы с предпосылками (44,45,modus tollendo ponens).
Исходя из написанного, приведённые умозаключения имеют проблемы с предпосылками. Здесь два варианта: ложной является либо первая предпосылка, либо вторая предпосылка:
47. Умозаключения, содержащие (11) в числе предпосылок, есть имеющие ложной либо первую предпосылку, либо вторую предпосылку.
Но вторая предпосылка этих умозаключений итинная. Это приводит к следующему:
48. Ложно, что умозаключения, содержащие (11) в числе предпосылок, есть имеющие ложной вторую предпосылку.
49. Верно, что умозаключения, содержащие (11) в числе предпосылок, есть имеющие ложной первую предпосылку (47,48,modus tollendo ponens).
В результате первая предпосылка умозаключений, содержащих (11) в числе предпосылок, а именно (11), опровергнута. При чём семь раз под ряд.
Согласно нормам морали, выраженных ранее суждением (38):
50. Всякая ложь не есть то, что моральный опыт идентифицирует как приемлемое.
51. Всякая ложь не есть то, что приемлемо (38,50,camestres).
52. (11) есть ложь.
53. (11) не есть то, что приемлемо (51,52,barbara).
Правильность вывода (53) предполагает, что вывод (13) ошибочный. Согласно правилу передачи ложности от вывода к предпосылкам умозаключения, которое я упомянул ранее, умозаключение, ведущее к (13), имеет ложной какую-то из предпосылок. Запишем это в рамках краткой формулировки "правила....":
54. Правило: всякое умозаключение, имеющее отношение логического следования и ложный вывод есть имеющее ложной либо первую предпосылку, либо вторую предпосылку.
55. Умозаключение, состоящее из суждений (10), (12) и (13) есть умозаключение, имеющее отношение логического следования и ложный вывод.
56. Умозаключение, состоящее из суждений (10), (12) и (13) есть имеющее ложной либо первую предпосылку, либо вторую предпосылку (54,55,barbara).
Какая именно предпосылка является ложной судить не буду. Важно то, что суждение (11) является ложным и какая-то из ведущих к нему предпосылок тоже. Руководствоваться этим суждением по жизни невозможно. В познании есть множество аксиом, которые невозможно проверить на соответствие действительности в соответствии с приведённым ранее определением понятия "истина". Тем не менее, мы вынуждены их принять и жить исходя из их правильности.
Лёнчик писал(а):Очевидно исходя из чего?
Исходя из аксиомы о существовании объективного мира и ещё каких-то аксиом.
Лёнчик писал(а):Каким образом определяется присутствие соответствия, если намеренное сравнение такого содержания с действительностью не было произведено?
Никаким. Как я уже писал, истинность суждения не зависит от того, известна она или нет.
Лёнчик писал(а):Тот факт, что вы что-то там узнали задним числом никоим образом не указывает на присутствие соответствия в момент появления суждения.
Указывает и я это даже сформулировал на языке формальной логики:
KKND_4936 писал(а):1. Всякое находящееся в сознании суждение, которое соответствует положению дел в мире, есть истинное.
2. Суждение "студентов нет в аудитории 104 в 9:00", об истинности которого неизвестно в 9:00, есть находящееся в сознании суждение, которое соответствует положению дел в мире.
3. Суждение "студентов нет в аудитории 104 в 9:00", об истинности которого неизвестно в 9:00, есть истинное (1,2,barbara).
(1) верно аксиоматически: это определение. (2) истинно в рамках упомянутой ранее ситуации. (3) логически следует из (1) и (2) согласно логической форме категорического силлогизма "barbara".
Лёнчик писал(а):Если бы такое соответствие было, то у вас никогда не должно было бы быть никаких проблем принимать решения и совершать действия, на основании возникающих в вашей голове суждений.
В этом утверждении антецедент не связан с консеквентом.
Лёнчик писал(а):Но на основании того, что в будущем возможно появиться подтверждение тому, что ваше суждение, как оказалось, соответствовало действительности, вы сейчас никак на базе этого суждения не действуете.
А речь не о действиях, а о факте наличии истинности, независимой от знаний. Что касается действий - выше я достаточно подробно объяснил, почему люди вынуждены действовать исходя из суждений, соответствие объективной действительности которых может быть не установленной в данный момент. Более того: само утверждение о существовании объективной действительности принимается как аксиома.
Лёнчик писал(а):По крайней мере, я очень хочу надеяться, что это так. Иначе долгожителем вам не стать.
Кстати, между принятием универсальности положения "все приемлемые суждения есть такие, соответствие действительности которых установлено" и долгожительством нет логической связи.
Лёнчик писал(а):Так что если что-то и очевидно, то это то что вот эта ваше суждение
Очевидно, что подобное соответствие может присутствовать совершенно независимо от того производится ли намеренное сравнение такого содержания с действительностью или нет.
хоть и верно формально (ваши суждения в 9 часов могут оказаться верными задним числом на основании информации полученной в 9:10 и вы, как говорят в Одессе, окажетесь "умным, как моя жена, потом"), но практически абсолютно бессмысленное и бесполезное. А также вредное, и даже, частенько опасное.
Ну вот теперь Вы признали, что суждение, об истинности которого в 9:00 не было известно, было истинным. Его истинность не зависела от знаний об этом.
Лёнчик писал(а):У вас тут ошибка, искажающая смысл.
Ваше суждение должно быть
"Какое-то из двух других суждений кроме первого истинно".
Теперь всё правильно. И, естественно, стало очевидно, что четвёртое суждение тождественно первому.
По прежнему не ясно как могут быть тождественными суждения, которые имеют разные содержания: одно говорит только об альтернативах, а другое об альтернативах и истинности ещё какого-то суждения.