Тут Илья Рухленко написал мне, что мой пост как будто не завершен, отсутствует вывод, и остается непонятным, чьи же это все-таки следы – австралопитека или человека. Надо сказать, моей целью было лишь показать необоснованность двух старых возражений против «человечности» следов Лаэтоли – вариант «следы мелковаты для человека» слетел в связи с новой находкой следов 42-го размера, а угол большого пальца вписывается в современные значения.
Вероятно, Илья ждал каких-нибудь аргументов, почему следы Лаэтоли не мог оставить афарский австралопитек? Для успокоения жаждущей гармонии души Ильи – пост ниже.
Cтроение таза Australopithecus afarensis. Лавджой, делая по горячим следам реконструкцию таза, не скрывал, что делает ее согласно представлениям о прямохождении Люси, то есть предвзято, да и сам позже говорил, что таз можно было бы собрать по-другому. После исследований 1983 года Штерн и Сасмен, а также Рассел Таттл заключили, что подвздошные кости таза афаренсиса ориентированы как у шимпанзе, а не как у человека. (J. T. Stern and R. L. Susman, “
The locomotor anatomy of Australopithecus afarensis,” American Journal of Physical Anthropology 60 (1983): 279–317). Ориентация подвздошных костей является ключевым моментом для определения типа движения, т.к. от этого зависит крепление мышц, усилия, возникающие при ходьбе, баланс и пр.
В 1994 году Кристина Бердже сделала новую реконструкцию таза, согласно которой локомоция афаренсиса была более обезьянья, чем человеческая, свойственная древесным обитателям (Berge, Christine. 1994.
How did the australopithecines walk? A biomechanical study of the hip and thigh of Australopithecus afarensis. Journal of Human Evolution 26, no. 4:259–273). [
Скачать статью в PDF, 853 Кб] Тот же вывод она сделала и для А. африканского.
Тут давайте сразу отсечем всех прочих кандидатов. Какой бы «совой, натянутой на глобус», ни был афаренсис, кроме него на вахту заступить некому – все его предшественники еще явные обезьяны, а более молодые (даже если допустить их синхронность с афарским), еще «примитивнее» его. Например, нога австралопитека африкануса возрастом чуть более 2 млн. лет по эво-шкале, Stw 573, совершенно обезьянья, с отведенным большим пальцем (
http://www.goldentime.ru/im_partyflood/i_stw_lfoot.gif).
Крестец. По изгибу крестца можно судить о позвоночном изгибе, каковой изгиб в свою очередь помогает удерживать центр силы тяжести ближе к средней линии тела (плюс действует как амортизатор). Крестец афаренсиса считается похожим на человеческий потому, что он шире, чем у шимпанзе, но изгиб его ближе к шимпанзоидному, чем к человеческому, т.е. что соответственно говорит и о форме позвоночника (отсутствии «нашего» изгиба).
Бедренная кость. Плече-бедренный индекс афаренсиса принят как 85,4 (у нас 71,8 в среднем, у шимпа 97), но он посчитан на реконструированных костях, т.к. у афаренсиса все длинные кости фрагментированы, в частности реальная длина бедренной кости (как и большеберцовой) неизвестна. Абсолютно нельзя исключить, что 15 см длины бедренной кости реконструкторы добавили Люси, чтобы «руконожный» индекс попал примерно меж
Homo и шимпанзе.
Расположение большого затылочного отверстия. Известно только два черепа афаренсисов, где можно более-менее говорить о сохранности затылочного отверстия, AL 444-2 (собран примерно из 200 фрагментов) и AL 822-1 (тоже из 200). (О Селам разговор отдельный). Оба черепа очень неполные и затылочное отверстие на них
реконструировано. У эволюционистов считается, что этот признак тоже промежуточный – расположение «человеческое» (ближе к центру основания черепа), а угол обезьяний. И хотя, даже принимая такой вывод (при котором афаренсис по этому признаку все равно не обладал совершенным прямохождением), я, тем не менее, возразил бы по поводу того, что у афаренсисов затылочное отверстие близко к человеческой позиции.

По-моему, интуитивно понятно, под каким углом может находится позвоночник к основанию черепа этого «предка». Такую «дуру» невозможно удержать одной балансировкой – тяжелой челюсти должны противостоять мощные мышцы, оттягивающие назад и удерживающие затылок. То есть вертикальная человеческая походка с такой конструкцией нереальна. (И неслучайно черепа афаренсисов умные пропагандисты эволюции стараются в сравнительные иллюстрации рядом с человеческими черепами не ставить. Только наши отваживаются :-)
Форма грудной клетки - обезьянья, воронкообразная, т.е. заточенная под древолазание с поднятыми руками.
Лопатка, кисть руки и пр. Как говорит Соколов, некоторые обезьяньи особенности строения верхних конечностей
«намекают на то, что афаренсисы совмещали прямохождение с лазанием по деревьям». Надо сказать, намек очень толстый. Скелет афаренсиса Селам (как и сама Люси) показал типичную для живущих на деревьях человекообразных обезьян изогнутые фаланги пальцев кисти, строение «древесной» лопатки (при этом близкой к горилле) и строение внутреннего уха, подтверждающее передвижение на четырёх конечностях. Но самый толстый намек поступил со стороны Ричмонда и Стрейта, которые показали, что кисть А. афаренсиса конструктивно приспособлена для опоры на костяшки пальцев, т.е. он передвигался с опорой на руки подобно горилле. (Brian Richmond and David Strait, “
Evidence that humans evolved from a knuckle-walking ancestor,” Nature 404 (2000):382–385). [
Скачать статью в PDF, 2 Мб]
Строение стопы. Дробышевский пишет о стопе Селам:
«Строение стопы однозначно указывает на двуногость. Например, пяточная массивна, расширена в дистальной части». Это пример того, как человек видит только желаемое (либо хочет заставить других видеть желаемое им). На самом деле (см. здесь:
http://www.goldentime.ru/wfor_08/AA_selam.jpg) строение стопы афаренсиса абсолютно обезьянье – пяточная кость в дистальной части не расширяется, не имеет пяточного бугра, не образует даже намека на продольный свод.
Длина стопы А. афарского неизвестна (Юрий выше цитировал), но есть фрагмент стопы AL 333-115 из 13 костей. Вот результат:
«Исследования метатарзалий Australopithecus afarensis показывает промежуточную морфологическую стадию между людьми и шимпанзе, предполагая, что этот вид использовал при двуногой ходьбе толчок, кинематически отличный от такового у современного человека, и судя по всему, приводящий к менее эффективной форме бипедализма» (Peter J. Fernández, Nicholas B. Holowka, Brigitte Demes & William L. Jungers.
Form and function of the human and chimpanzee forefoot: implications for early hominin bipedalism. Scientific Reports 6, Article number: 30532 (2016)).
Музей Сотворения в Цинцинатти, собрав последние данные об афарском австралопитеке, сделал реконструкцию Люси:

Что хотят от афаренсиса эволюционисты? Обратите внимание, что сегодня никто не требует и не утверждает его полной или весьма близкой идентичности человеку. Программа-минимум – афарский должен быть переходным по основным признакам, демонстрировать установку «по такому-то и такому-то признаку более примитивен, чем
Homo, но ближе к человеку, чем шимпанзе». Но такой подход, когда обезьяньи признаки очевидны, а «прогрессивные» навевают мысль об их рукотворном характере, порождает парадоксы.
Парадокс первый. Эволюционисты сегодня твердят как мантру, что «низ» у афаренсиса был прогрессивный, а верх сохранял остатки анатомии древесного образа жизни. Если вдуматься, то такая химера – полная чушь: вертикальное прямохождение с человеческой опорной стопой (тянущее за собой другие анатомические соответствия
Homo), не может совмещаться с обезьяньим «верхом» и древесной жизнью. Либо человеческая локомоция и опорная (не хватательная) стопа будут мешать обитанию и движению в ветвях, либо анатомия «верха» (форма грудной клетки, ориентация лопаток, длина рук и пр., завязанные со всем мышечным комплексом, включая «низ», будут мешать вертикальной человеческой походке и бегу.
Если посмотреть, на чем держится концепция такой химеры, то мы увидим четкое разделение – весь обезьяний «древолазающий» «верх» известен как объективный факт, но представление о якобы прогрессивном «низе» опирается исключительно на предположения и реконструкции в эво-ключе – именно таз, крестец и изгиб позвоночника, бедренные кости и соответственно плече-бедренный индекс, смещенное к центру и перпендикулярное черепу затылочное отверстие – всё это просто реконструировано «как надо». Простейший пример для иллюстрации – после бесчисленных изучений и описаний якобы почти человеческого позвоночника Люси, один из ее позвонков в прошлом году оказался принадлежащим бабуину. С 1974 года, так сказать, усиленно изучали. Ну и много ли смысла в этих «прогрессивных» реконструкциях?
И
парадокс второй возникает, когда новые находки «афарских австралопитеков» не вписываются в имеющиеся объективные знания об анатомии австралопитека афаренсиса. Например, сначала Дробышевский пишет, что
«лучшим подтверждением прямохождения австралопитеков из Лаэтоли послужило открытие [следов Лаэтоли]» («Предшественники? Предки?», 2002). Затем Антропогенез.ру в 2011-ом снова сообщает, что ученые долго сомневались в типе локомоции афарских австралопитеков, но вот, наконец, вопрос этот был решен с находкой 4-й метатарзальной кости афарского австралопитека, и теперь, мол, мы знаем – у них была упругая человеческая походка! (Посмотрите, как эта AL 333-160 ложится в сапиентный диапазон:
http://antropogenez.ru/uploads/pics/ang ... tarsal.png). Затем следует еще одна победная реляция с находкой Кадануумуу – «У австралопитеков все, как у людей!». Находят инструменты и отметины на костях того же возраста – эволюционисты ликуют – неужели австралопитеки уже 3,5 млн. л. назад были так близки к
Homo?!
У меня вопрос – почему у этих людей не возникает когнитивного диссонанса? Если они лучше других знают, что
Australopithecus afarensis ни при каких натяжках не мог оставить человеческих следов, или что все известные афаренсисы имели обезьянью морфологию, а один Кадануумуу – «все, как у
Homo». Если плюсны афаренсисов обезьяньи, то находка анатомически современной AL 333-160 – как вписывается в их представления? Их самих не гложат сомнения, когда они о человеческих следах говорят: «Нет оснований не считать их следами афаренсиса»? И если не гложат, то чего они так нервничают, когда слышат неудобные вопросы даже от своих читателей?
Однако вернемся к следам Лаэтоли. Делаю вывод, которого жаждал Илья – то существо, которое именуется
Australopithecus afarensis, следы в Лаэтоли оставить не могло. И если даже принять в качестве автора следов нынешнюю измышленную химеру, то у нее шансов оставить эти следы тоже нет никаких – даже сторонники химеры говорят об особом, уникальном или «промежуточном» типе ходьбы афаренсиса, а тут некто полностью «ходит, как человек, выглядит, как человек, крякает, как человек» (последнее – намек на поведение лаэтольских людей, которое даже из следов можно вывести).
Не знаю, можно ли строго доказать, что в Лаэтоли ходили люди, пусть деградировавшие, но именно люди нашего типа? В тот хроно-период мы имеем: орудия труда, отметины от орудий на костях животных, современную 4-я плюсну стопы, скелет Каданумуу и следы Лаэтоли – все это складывается вместе в качестве серьезного свидетельства (и это только находки, обсуждаемые в официальной прессе).
Всех - с наступающим Новым годом!
И по теме: [29,9 Мб]