Друзья, прошу прощения за долгое выполнение своего обещания высказаться по теме. Хотел было я написать статью, да увяз в работе, плюс еще новые проблемы подоспели. То, что написал, выставляю практически в черновом виде, потом будем править и думать о статье, а пока хочу высказать свои соображения. Внимание: много букф!
Итак. Дманисцы и без пятого черепа – слишком большая и запутанная тема, передний край, между прочим, эволюционистских спекуляций. А тут еще этот пятый красавец, D4500 подоспел. Как ни архаичны предыдущие четыре черепа из Дманиси, но пятый побивает все рекорды. Объем мозга австралопитековый – 546 кубиков, анатомия – не менее архаичная.
Первый же человеческий вопрос (прошу заметить, не конспирологический), возникший у меня при знакомстве с новой находкой – а зачем потребовалось целых 8 лет на ее изучение? Ссылки на
долго изучаемого ардипитека странны – там целая туча обломков костей была вмурована в матрицу; много лет их оттуда аккуратно выковыривали и складывали мозаику, при этом с первыми же находками Арди, вмурованными в камень, можно было познакомиться во всех интернет-новостях. Здесь же наблюдалось не просто отсутствие информации, а какая-то завеса тотальной секретности – ни одной фотографии, ни одного упоминания в прессе, никаких интервью.
Более года назад я имел честь обменяться парой-тройкой писем с Дж. Хоуксом и только от него с удивлением узнал, что челюсть D2600 связана с пятым черепом; при этом даже Хоукс в то время плохо представлял себе находку и уж точно ничего не знал о времени явления черепа общественности (типа сам жду, не дождусь, истомили уже!) – пока не собрался и лично не поехал «к магомету», то бишь, к пятому черепу в Грузию. При этом череп D4500, как утверждают авторы, идеально сохранился. Опять же, без всяких конспирологий, но просто, по человечески любопытно – чего такого особого можно было изучать 8 лет в обстановке строжайшей секретности – в отношении черепа, который идеально сохранился? Странно – о челюсти D2600 в научном мире дружно велись дискуссии с 2000 года, после 2005 и до наших дней, а то, что еще в 2005 был найден якобы «её» череп – ни гу-гу. Что это за тайны, как будто они невесту продавать собирались или секретное оружие конструировали.

При этом важно вот что. Самое слабое место всех этих восьмилетних телодвижений и глобальных выводов, на мой взгляд, это –
является ли данный тип номер пять членом той же популяции и, соответственно, эректус ли он вообще. Если D4500 является соплеменником четырех предыдущих людей и принадлежит к тому же виду, то это революционным, взрывным образом расширяет анатомическое разнообразие таксона
Homo erectus/ergaster. С включением пятого черепа в дманисскую группу индивидуальная изменчивость внутри этой группы выглядит просто фантастически огромной – сравнимой с изменчивостью внутри всех представителей древних африканских
Homo (реальных и сомнительных «
Homo»), то есть, кроме эргастеров, еще и хабилисов, рудольфензисов и прочего мусора в виде так называемых «ранних
Homo», представленных плохо идентифицированными образцами. Столь огромный размах, заявляют авторы, можно сопоставить также с анатомической изменчивостью внутри всего современного человечества. Отсюда следует неизменный вывод о ненужности прежней видовой классификации древних
Homo. И то ведь, если среди представителей одной более менее синхронной дманисской группы уже находятся и почти хабилис (D4500), и фактически хомо эректус с прогрессивными чертами (D3444), то какой смысл копаться в отличиях всех разнесенных по временам и пространствам африканских хабилисов, эргастеров и эректусов? Не проще ли тогда всех скопом записать в единый таксон, например,
Homo erectus?
В этом и состоит вся фишка и вся иезуитская логика новой находки. Теперь нет смысла говорить о поиске «переходной формы» и выдумывать софизмы типа «все найденные экземпляры – переходные формы» (и только Марков наивно повёлся, что череп «имеет переходные черты», не просёк нового тренда :-)). Концепцию, что все раннеплейстоценовые
Homo на основании примера дманисской группы относились к одному виду
Homo erectus (а все мусорные хабилисы-мабилисы были лишь подвидами
Homo erectus), авторы называют нулевой гипотезой, наиболее экономной моделью антропогенеза. Конечно, они оговаривают, что эта «нулевая гипотеза» требует проверки, «но мы-то понимаем…».
Чайковский верно заметил, что такие презумпции часто вводятся лишь для того, чтобы прекратить дальнейшее исследование. Ведь только в конце исследования становится понятно, какие сущности были «лишними», а какие нет. Если и прежде все эти «ранние хомо» и хабилисы не стыковывались во что-то цельное, то теперь их простое механическое вливание в таксон
Homo erectus тем более не объяснит их связи и происхождения, но будет надежной отмазкой для сохранения догмы под прикрытием «научного знания». Хотя с точки зрения логики – «экономия предположений» в палеоантропологии, это абсурд, тавтология. Такие гипотезы ничего не объясняют и не упорядочивают, они лишь тупо постулируют нечто желаемое. (А доказательства, как водится, потом не принимаются – «идите, публикуйте свои опровержения в научных журналах!»).
Увидев впервые изображение черепа D4500, я, честно говоря, немного оторопел. Я ожидал увидеть в паре с челюстью D2600 что угодно – от огромного черепа эректуса вплоть до чуть ли не черепа гейдельбержца (ширина и размеры челюсти не оставляли сомнения в том, что сам череп будет как минимум значительным по объему, и уж точно не менее 1100 кубиков). Но вместо этого я увидел крохотный обезьяноподобный череп, зато с широчайшим, как водится, в нижней части лицом и огромной, тоже широчайшей корытообразной верхней челюстью, к каковой ширине весьма удачно и подходила по размеру огромная эректусовая челюсть D2600 (впрочем, аутентичность соответствия челюсти черепу D4500 – это отдельная тема).
Итак, вся аргументация авторов держится на единственном ржавом гвозде – допущении, что
все пять черепов являются соплеменниками, откуда следует, что они принадлежат хотя и к весьма полиморфному, но единому виду.
Мы говорили о социальных отношениях внутри дманисской группы (возможно, уход за больным стариком) но никогда не задавались вопросом о принципе организации дманисской стоянки и характере захоронения дманисцев. Но теперь, пожалуй, зададимся; самое время. У нынешних палеоантропологов вопросы организации быта и жилого пространства древних людей – парадоксальным образом отсутствуют и почти никогда не возникают; специалисты по костям отсылают нас к археологам. Но если даже следы материальной культуры тех же дманисцев дошли до нас лишь в виде «вечных» каменных орудий (а не одежды, построек и пр.), то никто не отменял такую универсальную вещь как логика. Представим себе стоянку дманисцев – пусть сидят тут самые дикие и лохматые, как хочется эволюционистам, сушества; стучат камнем о камень, разделывают туши животных, едят и спят. Вдруг кто-нибудь из них, так сказать, падает и больше не поднимается. Много ли мозгов и опыта нужно, чтобы понять – труп посреди жилого участка быстро станет источником всяческих неприятностей, от смрада до повышенного интереса падальщиков. Если посмотреть на синхронные стоянки эргастеров в Африке, то на многих четко прочитывается организация пространства – тут живем, тут делаем инструменты, тут разделываем мясо.
Но ничего подобного нет в Дманиси. Никаких признаков организации жилой стоянки. Антропо- и археолого- контекст Дманиси – это орудия (~6000 ед. на 2005 г.) вперемешку с костями животных (~7000 ед. на 2005 г.), на разных уровнях, с размахом в сотню или более тыс. лет по официальной шкале; останки же людей находятся фактически «в куче» – три черепа и три челюсти (плюс масса посткраниальных фрагментов от разных индивидов) находятся на участке площадью 15 м
2, а два черепа и одна челюсть – в 11 м от них, на участке в 8 м
2. Все это при полностью раскопанной площади 175 м
2 (на 2005 год). При этом весь условно человеческий материал залегает с разбросом по глубине более 1,5 метров (не на глубине 1,5 м, а относительно друг друга).
Теперь попробуем представить себе картину накопления этих костей. В течение долгого неопределенного периода времени дманисцы охотились, ели, спали, «ходили туда-сюда», но периодически почему-то падали замертво именно на одном пятачке? Невероятно.
Не является ли это скопление костей следствием чего-то иного, чем просто «естественным падением трупов друг на друга» в течение долгого времени на столь ограниченной площади? Как говорят воспитанные люди, отнюдь.
Adam P. Van Arsdale пишет, что важной геологической особенностью участка Дманиси являются подземные каверны, система туннелей диаметром от 1,5 м и более, образованных подземными потоками воды, т.к. участок находится в месте соединения двух рек Машавера и Пинезаури.
«Эти туннели представляют особый интерес, поскольку они обильно наполнены ископаемыми остатками, в том числе многими из образцов гоминид», – пишет автор и продолжает:
«Основная неопределенность, которая должна быть разрешена, это как и когда ископаемый материал окончательно попал в эти полости. Вполне вероятно, что свою роль в общем накоплении ископаемых сыграли несколько причин. Некоторые из этих материалов, вероятно, представляют собой переотложения вышележащих слоев AB и B в результате процессов эрозии. Тем не менее, некоторые материалы могут накапливаться в результате активных факторов в слое АВ – первоначальной оккупации участка. Среди потенциальных активных факторов – хищники, которые, возможно, периодически использовали эти полости, как логова». Arsdale называет среди основных хищников этрусского волка
Canis etruscus и гиену
Pachycrocuta perrieri, чьи останки в наибольших количествах присутствуют на участке, а также приводит список фауны, включая саблезубого тигра.
«Возможно также, – продолжает Arsdale, –
что одной из причин накопления ископаемых были гоминиды» (Adam Paul Van Arsdale, A dissertation submitted in partial fulfillment of the requirements for the egree of Doctor of Philosophy (Anthropology) in the University of Michigan, 2006).
Рей Ферринг, который датировал участок Дманиси, также сообщает, уже в 2013 году, что
«…пять индивидов были найдены в подземных пешерах, куда, вероятно, затащили их тела хищники» – и эти логова впоследствии разрушились и были засыпаны (Gibbons, A.,
Stunning skull gives a fresh portrait of early humans, Science, 342:297–298, 2013; p. 297).
Еще одна версия присутствия костей т.н. гоминид в одном месте – накопление их при перенесении подземными водными потоками (Gabunia L.K., Joris O., Justus A., Lordkipanidze D. Muschclisvili A., Nioradze M., Swisher C.C. Ill et Vekua A.K.
Neue Hominider funde des altpalaolithischen Fundplatzes Dmanisi (Georgien, Kaukasus) im Kontext aktueller Grabungsergebnisse // Archaologisches Korrespondenzbkatt, Jahrgang 29,1999, Hegf 4, s.451-487).
Как считают ученые, им точно известен возраст нижележащего базальта Масавера – 1,85 млн. лет. Человеческие находки из Дманиси датируются от этого возраста до 1,4 млн. лет (
«…некоторые наблюдения над стратиграфией», – пишет Дробышевский, ссылаясь на: Larick et Ciochon, 1996, –
«дали основание отнести дманисских архантропов к гораздо более позднему периоду – около 1,4 млн.л.» (Дробышевский, 2004). Общепринятая датировка образцов Дманиси – 1,77 млн. лет. Продолжительность накопления костей гоминид при этом неизвестна, поскольку, как сказано выше, точно неизвестны сами условия накопления, она может составлять от десятков лет до тысячелетий.
Таким образом, какое-либо научное подтверждение идее, что все пятеро найденных индивидов были представителями одной популяции, отсутствует. Допущение, основанное на том, что останки найдены вместе, остается голословным. И если для четырех предыдущих черепов можно еще попытаться найти дополнительные аргументы «соплеменности» в виде некоторого анатомического сходства (Дробышевский говорит, что эти четверо дманисцев похожи, но они абсолютно непохожи, разве что самым поверхностным образом), то пятый череп, радикально отличающийся от всей группы должен быть не записан в эту группу, а, напротив, выведен за полным отсутствием каких-либо свидетельств его принадлежности к ней. Представьте, что мы раскопали бы тайную подземную комнату в средневековом замке, где за столом сидели бы пять скелетов рыцарей, с бокалами, оружием и пр. Вот тогда можно было бы говорить о едином сообществе с уверенностью. Какие бы факторы ни способствовали скоплению дманисцев на одном локальном пятачке – деятельность хищников, подземные воды и пр. – мы имеем дело не с естественной картиной захоронений людей, находящихся на участке Дманиси, а некоей «свалкой» костей – при этом геологический разброс возраста индивидов мог быть значительным. Сам по себе мыс, фактически полуостров, на котором находится участок, образован слиянием двух рек, и наверняка являлся ловушкой для людей, сюда забредавших в вечернее время и вынужденных тут заночевать. Эти люди становились добычей хищников, но на этом все сходство между ними и кончается, поскольку путники могли быть из разных мест и времен. Если уж, согласно официальной модели, дманисцы притопали сюда из Африки, то при наличии столь значительных миграционных путей говорить, что все они единоплеменники, как минимум, безосновательно.
Вывод таков –
по крайней мере, для пятого черепа нет никаких свидетельств его принадлежности к одной группе с предыдущими четырьмя индивидами. Мы имеем не вариант «средневекового подвала с рыцарями», а образец природной (возможно, древней рукотворной) «свалки», в которую вперемешку попали как человеческие кости, так и кости животных, включая череп D4500. Аномальность черепа, его отличие от остальных – при полном отсутствии свидетельств его племенной связи с остальными – должны быть основанием как раз для исключения из группы, а не вливания в нее. А на этом «аргументе», совершенно спекулятивном, держится вся концепция Лордкипанидзе и К°.