Поиск статей, книг, роликов и т.д.
Сообщений: 3 Страница 1 из 1
Вся правда о «Троице» Андрея Рублева

http://expertmus.livejournal.com/28331.html

Настал черед и нашего сайта высказать свое отношение к тому скандалу, какой был срежиссирован вокруг последней просьбы почившего патриарха о временном перемещении на 3 (три!) дня «Троицы» письма прп. Андрея Рублева из экспозиции Третьяковской галереи в Троицкий собор Лавры. Напомним, что впервые информация о такой просьбе предстоятеля Русской Православной Церкви на встрече с министром культуры и массовых коммуникаций РФ была размещена именно нами 10 сентября 2008 г. в целом ряде сообществ в ЖЖ (http://community.livejournal.com/tretyakovka/73068.html и др.). Казалось бы, горячая новость должна была вызвать живейшее обсуждение сотрудников ГТГ, но … появилось лишь несколько вялых реплик да статья Михаила Поздняева в газете "НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ" (23 сентября 2008 г.).

И вдруг ни с того ни с сего эта новость выходит на первые строчки таблоидов в электронных и печатных СМИ. Что же произошло? Некий Левон Нерсесян (лжеюзер _corso_), как оказалось, адепт нетрадиционного культа, повторил у себя в ЖЖ ту же самую информацию о «Троице», снабдив ее антиклерикальным душком. Для справки: Л.В. Нерсесян хоть и работает в отделе древнерусского искусства ГТГ, но НЕ ЯВЛЯЕТСЯ специалистом по Андрею Рублеву и НЕ ИМЕЕТ ни одной маломальской публикации о творчестве великого русского иконописца. На страницах нашего сайта уже велся нелицеприятный разговор о г-не Нерсесяне и тех, кого он представил прессе как своих соратников по «борьбе за рублевскую икону»: http://expertmus.livejournal.com/1276.html.

Тем не менее, призыв г-на Нерсесяна «отбиться от попов» нашел отклик в блогосфере, и раскрученный Артемий Лебедев (юзер tema) бросил клич своим фанатам сделать сообщение Левона Нерсесяна якобы о безвозвратной передаче Церкви «Троицы» из ГТГ «топ-новостью». Следом за неискушенной публикой, которой вряд ли по-настоящему интересны прп. Андрей Рублев, равно как и его «Троица», потянулись газеты, радио, ТВ и всякого рода «эксперты»…

Чтобы немного остудить накал страстей, нам пришлось обратить внимание широкой аудитории на целый ряд ошибок в сообщении г-на Нерсесяна, свидетельствующих о его некомпетентности или преднамеренном искажении фактов. В частности, Левон Нерсесян запугивал публику мрачными картинами «горения десятков свечей» перед «Троицей» в Троицком соборе Лавры, чего не могло быть и в помине (многим сразу стало ясно, что этот сотрудник ГТГ НЕ ЗНАЕТ такого уникального древнерусского памятника!). Оплошность г-на Нерсесяна тут же бросилась в глаза, и ему на помощь поспешили его «соратники», один из которых Л.И. Лифшиц развил тему об «ужасном климате Троицкого собора с постоянными сквозняками» (?!). Для справки: сломка северного притвора Троицкого собора Лавры, сооруженного в конце XVIII в., была проделана государственными органами в 1925 г. по настоянию реставраторов, считавших, что притвор мешает проветриванию и вызывает развитие сырости!

Столь же «достоверными» были и другие аргументы «борцов от лукаваго» будто бы о неучастии «Троицы» ни в одной выставке (?!) и о невозможности транспортировки столь древней иконы на столь дальние расстояния (?!). Причем последний аргумент подхватили не моргнув глазом даже некоторые сотрудники ВХНРЦ им. Грабаря, в то время как только недавно ими была возвращена в Новгород икона «Петра и Павла» XI в.!

Как бы то ни было, скандал вокруг временной выдачи Патриархии «Троицы» прп. Андрея Рублева был умело раскручен и за ним просматривалась тайная режиссура. На так называемом Учёном совете ГТГ 17 ноября 2008 г. организаторы собрали, по их собственному утверждению, «всех искусствоведов-специалистов по древнерусской живописи». Между тем, среди присутствовавших в зале оказались одни и те же примелькавшиеся лица из столичной музейной тусовки и … никого из Питера или провинции. Не говоря уже о том, что в списке участников не оказалось многих авторитетных экспертов-древнеруссников, в т.ч. нашего коллеги - крупнейшего специалиста по творчеству прп. Андрея Рублева Олега Германовича Ульянова, чьи труды известны во всем мире.

Характерно, что главным аргументов против выдачи «Троицы» стала якобы плохая сохранность иконы. При этом ни на собрании в ГТГ 17 ноября 2008 г., ни в прессе, НИГДЕ НИ РАЗУ не был представлен широкой общественности Реставрационный паспорт «Троицы», который является единственным документом, подтверждающим реальную сохранность иконы. Для справки: в 1904 г. «Троицу» реставрировали В. Тюлин и А. Израсцов под наблюдением В. Гурьянова, который издал книгу с описанием работ (Гурьянов В.П. Две местные иконы св. Троицы в Троицком соборе Свято-Троицко-Сергиевой лавры и их реставрация. М., 1906); согласно трактовке Грабаря, после реставрации 1904 г. густо заолифенная икона будто бы вновь стала темнеть, и в 1919 г. была проведена повторная реставрация, больше преследовавшая сугубо исследовательские цели срочно дочистить некоторые части («голубцы» одежд и др.) до первоначальной живописи

Изображение

для экспонирования на московской выставке реставрационных работ 1919 г. в б. Строгановском училище.

Изображение

Самым странным стало отсутствие какого-либо упоминания о Реставрационном паспорте «Троицы» в публичных комментариях Министра культуры Российской Федерации Александра Алексеевича Авдеева по поводу данных событий. Складывается ощущение, что на новом посту Министра культуры А.А. Авдеева просто «подставили» Департамент культурного наследия (директор Архангелов Сергей Александрович) и Отдел музеев (начальник Некрасова Светлана Дмитриевна), которым по должности следует знать о нормативных требованиях по хранению музейных ценностей.

Не приведи Господи, если таковой Реставрационный паспорт у «Троицы» прп. Андрея Рублева просто отсутствует, как это выяснилось недавно относительно некоторых кремлевских икон: http://expertmus.livejournal.com/27911.html. Спрашивается, какова же была т.н. проверка хранения музейных ценностей, которая была поручена в свое время недавно избранному президентом РФ Д.А. Медведеву, если у хранящихся в музеях икон, составляющих золотой фонд русской иконописи, ОТСУТСТВУЮТ реставрационные паспорта ?! Не в этом ли разгадка такого капризного упрямства кучки ангажированных лиц, замкнутых в своем «цеху»? Действительно, как отдавать, когда при любой, пусть даже временной передаче сразу же выяснится, что никакого паспорта у всемирно известного шедевра древнерусской иконописи нет и в помине?!

Не менее «тяжеловесным» аргументом «борцов от лукаваго» стало тиражирование ими слухов, что, дескать, «Троица» прп. Андрея Рублева «не является чудотворной», поэтому Патриархия может обойтись и списком с «Троицы». А как же на самом деле?

Для справки: Икона святой Троицы, находившаяся по правую сторону царских врат, в описи монастыря 1641 года называется ЧУДОТВОРНОЮ! (ОР РГБ, ф. 173, II (Собрание Московской духовной академии, дополнительное), № 225/М 7397 (Опись Троице–Сергиева монастыря лета 7150–го сентября в 1 день). Л. 7об).

http://i265.photobucket.com/albums/ii201/expertmus/-1641.jpg

Золотая риза на нее, украшенная драгоценными камнями, сделана царем Борисом Федоровичем Годуновым в 1600 году. В 1641 году чудотворный образ Троицы находился в особой киоте, у которой были затворы, стоявшие отдельно от образа и приставлявшиеся к нему только на время, о чем в описи монастыря нашего года читается: «у чюдотворново образа киот обложен серебром басмою, вверху написано отечество (Бог Отец), по сторонам Борис и Глеб, венцы резные, кругом строка чеканная: поклонимся Отцу и Сыну и Святому Духу, наверху крест, обложен серебром басмою, золочен; у киота затворы на четырех цках, на них писано троицкое деяние, обложен серебром басмою, венцы резные, подписаны на финифте, а поставлены те затворы на левой стороне от церковных северских (sic) дверей с краю, а к образу живоначалные Троицы ставятся на время». (Там же. Л. 8об). Вряд ли на самом деле нынешние «эксперты» не знают этого ФАКТА, это всё равно что отречься от «их» Грабаря, который написал об этом еще в 1926 г., правда, полностью повторяя Е. Голубинского (Грабарь И.Э. Андрей Рублев. Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918-1925 годов // Вопросы реставрации. Сб. Ι. М., 1926. С. 7-112). А вот попрать авторскую волю великого русского мастера, который создал «Троицу», как гласят источники, «в похвалу преподобному Сергию Радонежскому», у раки которого этот чудотворный образ и хранился искони, для некоторых нынешних «ревнителей не по разуму» не составляет труда…

Итак, став публичным фактом, история вокруг временной выдачи Церкви «Троицы» прп. Андрея Рублева не стала фактором общественной жизни. Нигде это не вызвало ни оживления интереса к РУССКОЙ ИКОНЕ, не побудило к новым поискам о загадочном феномене прп. Андрея Рублева… Одно жаль: на Поместный собор 26.01.2009 г. по выборам нового патриарха были принесены 2 почитаемых иконы – «Феодоровская» и «Умягчение злых сердец» и как не хватало чудотворной иконы «Живоначальной Троицы» письма прп. Андрея Рублева, воззрением на которую преодолевается НЕНАВИСТНАЯ РОЗНЬ МИРА СЕГО.

P.S. Для всех интересующихся данной темой предлагаем небольшую библиографию избранных трудов Олега Германовича Ульянова, посвященных прп. Андрею Рублеву:

1. Ульянов О. Г. От Троицы Ветхозаветной к Троице Вечного Совета // XXVIII Випперовские чтения 23 -26 января 1995 г. М., 1995.

2. Ульянов О. Г. Вопросы творческой биографии прп. Андрея Рублева в свете новейших открытий // Научный доклад на расширенном заседании Совета по истории мировой культуры РАН 12 апреля 1995 г. под руководством академика Б.А. Рыбакова (участники дискуссии: Н.К. Голейзовский, В.Г. Брюсова и др.).

3. Ульянов О. Г. Благовещенский собор Московского Кремля в свете новейших открытий // Научный доклад на мемориальной конференции в Третьяковской галерее памяти Г.К. Вагнера 19-20 декабря 1995 г.

4. Ульянов О. Г. Цикл миниатюр лицевого "Жития Сергия Радонежского" о начале Андроникова монастыря // «Памятники культуры. Новые открытия 1995». М., 1996. С. 181-192.

http://www.icon-art.info/book_contents. ... book_id=22

5. Ульянов О. Г. Изучение семантики древнерусской миниатюры // Макариевские чтения. Вып. IV. Часть II. Почитание святых на Руси. Можайск, 1996. С. 108–119.
http://www.icon-art.info/book_contents. ... book_id=24

6. Ульянов О. Г. Древнейшая история некрополя Спасо-Андроникова монастыря // Московский некрополь: история, археология, искусство, охрана. М., 1996. C. 24-27.

http://community.livejournal.com/rublev ... /3046.html

7. Ульянов О. Г. «… От твоих могил не отрекусь» (о некрополе Спасо-Андроникова монастыря ) // Московский журнал. М., 1997. № 11. С. 44-47.

http://necropolis.genealogia.ru/posobie2.htm

8. Ульянов О. Г. Андроников монастырь // Энциклопедия "Москва". М.: Большая Российская Энциклопедия, 1997. С. 73-74.

http://e-project.redu.ru/hram/sov/322.htm

9. Ульянов О.Г. Происхождение Высоцкого чина // Москва и греческая культура. Материалы международной научной конференции 8-11 сентября 1997 г., посвященной 850-летию Москвы. М., 1997.

http://www.pravoslavie.ru/put/2577.htm

10. Ульянов О. Г. «Филоксения Авраама»: библейская святыня и догматический образ // Богословские труды. Т. 35. М., 1999. С. 216-232.

http://www.jmp.ru/bib/ItemsT26.htm

11. Ульянов О.Г. Погребение преп. Андрея Рублева в свете новейших исследований // Макарьевские чтения: Монастыри России. Материалы VII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Вып. 7. Можайск, 2000.

http://www.istgazeta.ru/newspaper/pubs/?id=209

12. Ульянов О.Г. Новая архитектурная реконструкция Благовещенского собора и судьба «Деисуса Андреева письма Рублева» // Научная конференция в Кремле «Царский храм. Святыни и сокровища Благовещенского собора» 14-15 октября 2003 года.

http://www.kreml.ru/ru/main/science/con ... e/program/

13. Ульянов О. Г. О месте иконы Живоначальной Троицы в праздничном ряду русского иконостаса // Троицкие чтения 2003–2004 гг. Большие Вяземы, 2004. С. 152–162.

http://www.trinitas.ru/rus/doc/0017/001a/00170033.htm

14. Ульянов О. Г. Воплощение тринитарного догмата в иконе «Архангел Михаил с деяниями» из собрания Музеев Московского Кремля // Троицкие чтения 2003–2004 гг. Большие Вяземы, 2004. С. 120-151.

15. Ульянов О. Г. Деисус Андреева письма Рублева из Благовещенского храма Московского Кремля (к 575-летию преставления преподобного иконописца) // Макариевские чтения. Выпуск XII: Иерархия в Древней Руси. М., Можайск-Терра, 2005. С. 172–222.

http://www.archeologia.ru/Library/Book/ ... 1b242/Info

16. “The Deesis painted by Andrey Rublev” from the Annunciation Church of the Moscow Kremlin (on the 575th year of the demise of the reverend icon-painter) by Dr. Oleg Germanovich Uliyanov (Moscow).

http://www.arublev.ru/ENG/ar/article.htm

17. Ульянов О. Г. Архангел Михаил хранитель Святой Троицы // «Новая книга России». №№ 2–3, 2005.

http://www.agiograf.globalfolio.net/ags ... lianov.htm

18. Ульянов О.Г. Вопросы реконструкции Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в свете археологических данных // V Давидовские чтения 11 мая 2005 года.

http://www.archi.ru/conference/program/ ... avidov.htm

19. Ульянов О. Г. Наша национальная идея — это рублевская Троица // Интервью сайту «Страна.Ru» 15 июня 2005 года.
http://old.strana.ru/stories/01/12/25/2268/253846.html

20. Ульянов О. Г. Три даты Андрея Рублева. Украина, Киев. 1 сентября 2005 года.

http://www.pravoslavye.org.ua/index.php ... fo&id=8247

21. Ульянов О. Г. 600-летие годовщины первого упоминания преподобного Андрея Рублева // Интервью на радио «Свобода» 27 октября 2005 года.

http://www.svoboda.org/programs/christ/ ... 102705.asp

22. Ульянов О. Г. Влияние Святой горы Афон на особенности почитания Святой Троицы при митрополите Киприане (к 600-летию преставления святителя) // Человек верующий в культуре Древней Руси. Материалы международной конференции СПбГУ 5–6 декабря 2005 г. СПб., 2005. С. 88–100.

http://drevn2005.narod.ru/ulianov.htm

23. Ульянов О. Г. «Окно в ноуменальное пространство»: обратная перспектива в иконописи и в эстетике о. Павла Флоренского // Доклад в Институте философии РАН на заседании открытого научного семинара Института Синергийной Антропологии 15 февраля 2006 года.
http://www.synergia-isa.ru/deyat/sem/list/s8.htm

24. Ульянов О. Г. «Παραδείγματα» иконописца Андрея Рублева (к 600-летию первого летописного упоминания) // Вестник истории, литературы, искусства. Гл. ред. академик Г.М. Бонгард-Левин. (Том 3, 2006). С. 78-93.

http://www.lubimayarossia.ru/author.php?id_author=365

25. Ульянов О. Г. Умное делание (Традиции исихастов).

http://www.voskres.ru/bogoslovie/ulianov.htm

26. Ульянов О. Г. Богословское и философское осмысление исихастской традиции // Журнал Московской Патриархии. М., 2006. № 3. С. 34-40.

http://www.jmp.ru/jmp/06/03-06/05.htm

27. Ульянов О.Г. Андрей Рублев в трудах В.А. Плугина и современная научная индукция // Научные чтения в МГУ памяти В.А. Плугина 12 октября 2007 года.

http://www.hist.msu.ru/News/Plugin07.pdf

28. Ульянов О.Г. Проблемы датировки Троицкой летописи в связи с первым упоминанием об Андрее Рублеве // XX Международная научная конференция "Вспомогательные исторические дисциплины – источниковедение – методология истории в системе гуманитарного знания" 31 января - 2 февраля 2008 г. М., 2008. С. 636-638.

http://www.rsuh.ru/announcements.html?id=61318
Реставрационный паспорт «Троицы» прп. Андрея Рублева http://community.livejournal.com/rublev_museum/6841.html

К ВОПРОСУ ОБ АВТОРСКОЙ ЖИВОПИСНОЙ ПОВЕРХНОСТИ "ТРОИЦЫ" АНДРЕЯ РУБЛЕВА http://community.livejournal.com/rublev_museum/7028.html
Не будучи специалистом не могу судить о том, какой экспонат транспортабелен, но сдается мне что в подобных случаях больше политики, нежели искусства, и что если бы Владимир П. Красно Солнышко попросил - не отказали.
Сообщений: 3 Страница 1 из 1

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2