ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: философия

Поиск статей, книг, роликов и т.д.

ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: философия

Сообщение Снеговой Павел » 26 сен 2017, 14:21

Тема предназначена для размещения информации о философских курсах, опубликованных на «Национальной платформе открытого образования»
https://openedu.ru
О ПРОЕКТЕ
«Открытое образование» - современная образовательная платформа, предлагающая онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах. Платформа создана Ассоциацией "Национальная платформа открытого образования", учрежденной ведущими университетами - МГУ, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ «ВШЭ», МФТИ, УрФУ и ИТМО.

Все курсы, размещенные на Платформе, доступны бесплатно и без формальных требований к базовому уровню образования. Для желающих зачесть пройденный онлайн-курс при освоении образовательной программы бакалавриата или специалитета в вузе предусмотрена уникальная для России возможность получения сертификатов. Получение сертификата возможно при условии прохождения контрольных мероприятий онлайн-курса с идентификацией личности обучающегося и контролем условий их прохождения.

В сравнении с курсами других платформ онлайн-обучения, курсы национальной платформы имеют определенные особенности:
все курсы разрабатываются в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
все курсы соответствуют требованиям к результатам обучения образовательных программ, реализуемых в вузах;
особое внимание уделяется эффективности и качеству онлайн-курсов, а также процедурам оценки результатов обучения.

Принципы, положенные в основу высокого качества онлайн-курсов:
Лучшие профильные курсы лучших профессоров. Каждый из вузов представляет курсы по своему самому сильному профилю. Это лучшие курсы самых продвинутых преподавателей вуза.
Стандарты качества. Качество учебного материала гарантируется внутренней экспертизой. Все курсы соответствуют требованиям, совместно разработанным участниками проекта.
Организация оценочных процедур. Оценочные средства проходят экспертизу со стороны учебно-методических объединений, идентификация пользователей обеспечивается процедурой прокторинга или биометрическими технологиями.

Сотрудничество с вузами
Проект ориентирован на широкое сотрудничество между университетами. Онлайн-курсы Платформы могут быть включены в учебные планы студентов любого вуза России. Ассоциация "Национальная платформа открытого образования" обеспечивает заключение соглашений между университетом, реализующим образовательную программу, и университетом, разработавшим курс. В отличие от других платформ онлайн-обучения, университетам предоставляется возможность получать полную информацию об успеваемости своих студентов, при необходимости обеспечивать их методическое сопровождение и участвовать в проведении контрольных мероприятий, выполняя функцию идентификации личности.

Подтверждение обучения
Если студент успешно сдает экзамены, ему будет предоставлено документальное подтверждение результатов обучения - сертификат.
Снеговой Павел
 
Сообщений: 638
Изображений: 5
Зарегистрирован: 17 апр 2008, 23:25
Откуда: Донецк (Россия)

Re: ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: философия

Сообщение Снеговой Павел » 26 сен 2017, 14:45

Философия и методология науки
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
https://openedu.ru/course/urfu/PHILSCI/
О курсе
Курс «Философия и методология науки» посвящен актуальным проблемам философии науки на основе проведения научного исследования. В курсе представлен вариант формирования универсальных компетенций на основе объединения ключевых проблем философии науки с практикой осуществления научного исследования в области социальных и гуманитарных наук, естественных наук и технических наук. Магистерская диссертация предполагает определенный уровень научного исследования. В таком исследование есть аспекты, которые имеют отношение к ключевым проблемам философии науки.
Курс помогает выявить данную проблематику на уровне научно-исследовательской деятельности магистранта, которую он осуществляет при написании магистерской диссертации. Замысел курса, таким образом, представляет собой последовательное раскрытие философской и методологической проблематики на основе определенных разделов магистерской диссертации. Данный замысел поможет применить философские знания для разработки концепции, обосновании научной новизны и значимости исследования магистранта.

ПРОГРАММА КУРСА
Модуль 1. Введение
Тема 1. Что такое наука, и какое она имеет отношение к выбранной профессии.
Тема 2. Для чего и как пишется магистерская диссертация.

Модуль 2. Определить приоритеты
Тема 1. Специфика научного знания.
Тема 2. Цель научного исследования.

Модуль 3. Кому это надо
Тема 1. Парадигмы современной науки.
Тема 2. Актуальность исследования.

Модуль 4. Границы
Тема 1. Предметная сфера науки
Тема 2. От темы до объекта и предмета.

Модуль 5. Что было до
Тема 1. Научная традиция.
Тема 2. Степень разработанности проблемы.

Модуль 6. Новое
Тема 1. Абсолютная и относительная новизна
Тема 2. Новизна исследования.

Модуль 7. Выбор пути
Тема 1. Методология в науке.
Тема 2. Методологический синтез или выбор одного метода.

Модуль 8. С чего начать
Тема 1. Экспликация цели в задачи.
Тема 2. Постановка задач.

Модуль 9. Архитектоника
Тема 1. От избранного метода к структуре.
Тема 2. Структура диссертации и материал.

Модуль 10. Дискурсивность науки
Тема 1. Процедуры аргументации.
Тема 2. Обоснование основных тезисов исследования.

Модуль 11. Критерии истинности
Тема 1. Верификация в науке.
Тема 2. Апробация результатов.

Модуль 12. Итоги
Тема 1. Концептуализация в науке.
Тема 2. Работа над ошибками, выводы и перспективы.

Модуль 13. Репрезентация
Тема 1. Формы репрезентации научного знания.
Тема 2. Защита.

Модуль 14. Эксперимент как метод получения нового знания в инженерных науках
Тема 1. Эксперимент как научный метод
Тема 2. Планирование и проведение эксперимента

Модуль 15. Теория и практика научного исследования
Тема 1. Философские принципы научного исследования в инженерных науках
Тема 2. Научное исследование как процесс

Итоговое задание
Снеговой Павел
 
Сообщений: 638
Изображений: 5
Зарегистрирован: 17 апр 2008, 23:25
Откуда: Донецк (Россия)

Re: ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: философия

Сообщение Снеговой Павел » 26 сен 2017, 15:02

Философские концепции науки и техники
Московский физико-технический институт
https://openedu.ru/course/mipt/PHILTECH/
О курсе
Предметом философии науки и техники является анализ теоретико-познавательных и методологических основ современного научного и технического познания. Онтологический статус современной науки определяется тем, что она выступает одновременно и как познание законов объективного мира (природного, социального и духовного), и как вид деятельности, и как особый социальный институт.
Философский анализ научного знания имеет большую историю и философия науки в настоящее время сложилась как особый самостоятельный раздел в системе философского знания. В настоящее время существуют два основных подхода к анализу научного знания: логико-эпистемиологический и социокультурный. В программе в качестве специального раздела выделяются исходные философские установки в формировании образа современной науки. Программа нацелена на то, чтобы показать современное состояние науки в неразрывном единстве с ее историей.
Особое внимание обращается на специфику философии техники и на ее взаимоотношения с философией науки. В программе выделены основные направления в развитии современной философии науки и техники. Основная цель программы состоит в том, чтобы после ее выполнения соискатель стал полноценным ученым, который может вести самостоятельную научно-исследовательскую и педагогическую работу в области философии науки и техники.

ПРОГРАММА КУРСА
ВВЕДЕНИЕ.
- Философия как способ индивидуально обосновываемого обсуждения предельных вопросов. Основные темы: бытие, сознание, природа, общество, искусство и техника. Культуроцентричный подход к бытию: человечество, культура и история; исторические этапы развития человечества; понятие цивилизаций; исторические этапы развития Западной Европы и России.
- Средневековая философия Проблема веры и разума в раннехристианской патристике (Тертулиан и платонический синтез Бл.Августина). Аристотелеизм и схоластика. Проблема веры и разума в средневековой схоластике (аверроизм и аристотелевский синтез Фомы Аквинского). Линии Аристотеля и Платона в средние века:
а) спор номиналистов и реалистов б)схоластика и мистицизм. Ник.Кузанский и понятие бесконечности.
- Гуманизм, Возрождение, Реформация. Их взаимоотношение. Основные идеи и направления.

I. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО. Этические и этико-политические проблемы

- Вопрос о смысле жизни как предельный вопрос этики.
- Процесс этической индивидуализации в древнем мире. Осознание противоречия между гедонистическим смыслом жизни, конечностью жизни и справедливостью-добродетелью. Типы разрешения этого противоречия: а) загробное воздаяние б) решение Платона и Будды в) решение римского стоицизма и конфуцианства; решения эпохи Просвещения: разумный эгоизм; утилитаризм; этика долга Канта (добрая воля, долг, счастье, категорический императив (""Критика практического разума""). Этические концепции Востока
- Новый тип этических проблем (Макиавелли (""Государь""), Достоевский (""Великий инквизитор"") , Сартр (""Дьявол и Господь Бог""))
- Этико-политические системы просвещения и современности
- ""Естественное состояние"" и ""общественный договор"" (Гоббс , Локк , Руссо). Либерализм и социализм: сравнение западных индивидуалистически-демократических политико-экономических систем и коллективистски-авторитарных систем ""реального социализма"" (Поппер и Хайек), неолиберализм - теория рационального выбора Дж. Ролса, социал-демократизм, неоклассицизм; утопизм, анархизм и новые левые, национализм ХХ века, мультикультурализм и религиозный фундаментализм; глобализм и антиглобализм.

II. ПРИРОДА И ЕЕ ПОЗНАНИЕ
- Фр.Бэкон – отец английского эмпиризма. Рождение науки Нового времени (Коперник и Галилей). Специфика эксперимента. Отличие естественной науки от натурфилософии
- Декарт и основные элементы системы новоевропейского рационализма. Проблема субстанции у Спинозы и Лейбница
- Эмпиризм Дж.Локка. Его противостояние Декарту
- Материалистическая и идеалистическая линии эмпиризма. Французское Просвещение и механицистски-материалистическое решение проблемы соотношения теории и реальности у Дидро и Ламетри. Механицистский детерминизм Лапласа. Идеалистическое решение тех же проблем у Беркли и Юма.
- И.Кант и его вариант решения споров между рационализмом и эмпиризмом и между материализмом и идеализмом на основе понятий: ""вещь в себе"" и ""явление""; ""априорные"" формы, ""синтетическое"" и ""аналитическое"" суждения.
- Эстетика Канта
- Попытки преодоления кантовской ""вещи в себе"" в немецкой классической философии и немецкая натурфилософия (Гете, Фихте, Шеллинг)
- Философская система Гегеля: логика и диалектический метод, философия природы, философия духа
- Неокантианство
- Неогегельянство. Антропология Фейербаха. Марксизм
- 1-й позитивизм Конта, Милля и Спенсера. Отрицание метафизики и эволюционизм. Гносеологический кризис в физике и 2-й позитивизм . От эволюционизма к психологизму: махизм и конвенционализм Пуанкаре. Американский прагматизм (Пирс, Джеймс, Дьюи)
- Aналитическая философия Витгенштейна и Рассела и неопозитивизм ""Венского кружка"". От психологизма к логицизму. Проблема соотношения теоретического и эмпирического ""уровней знания"". Критерий верифицируемости, ""язык наблюдения"" и его эволюция. Аналитическая философия
- Логическая критика позитивизма К.Поппером и проблемы ""теоретической нагруженности"" эмпирических утверждений и неотделимости эксперимента от интерпретации. Проблема ""демаркации"" Поппера между естественной наукой, натурфилософией, гуманитарной наукой и ""ненауками"". Проблема истины и ""третий мир"". Эволюционная эпистемология - Историцистская критика позитивизма: модели развития науки Куна, Лакатоса и эволюционной эпистемологии. ""Философия и зеркало природы"" Р.Рорти

III. ОСНОВАНИЯ БЫТИЯ

- Антропология экзистенциализма (от сущности к существованию). Проблема ""свободы воли"" у С.Кьеркегора. Потерянное поколение и немецкий экзистенциализм (Ясперс, Хайдеггер), Массовая культура ХХ в. (Ортега-и-Гассет).
- II Мировая война, французское ""Сопротивление"" и коллаборационизм, проблемы свободы воли, теодицеи и атеизма во французском экзистенциализме (Камю, Сартр). Персонализм.
- Философская Антропология XIX-XX вв. (Э.Кассирер, И.Хейзинга, Г.Маркузе, Х.Ортега-и-Гассет, Шелер и др.)
- Философия жизни. От бытия к воле и жизни: (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон)
- Неомарксизм в XX вв. Франкфуртская школа (М.Хоркхмайер, Т.Адорно, Г.Маркузе, Ю.Хабермас)

IV. ГУМАНИТАРНОЕ ПОЗНАНИЕ
- Феноменология Э.Гуссерля
- Герменевтика как метод познания культурно-исторических явлений у В.Дильтея. Критика герменевтического психологизма М. Шелером. Герменевтические идеи М. Хайдеггера. Учение о языке как ""доме бытия"". Философская герменевтика Х.Г.Гадамера

V. ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА.
- Философия сознания.
- Психо-физическая проблема в ХХ в. и кризис разума Нового времени. Иррационализм и мистика в ХХ в. Связь внутреннего и внешнего мира: механическое и магическое, рациональное и иррациональное. Сознание и бессознательное. Психоаналитическая антропология З.Фрейда. Коллективное бессознательное К.Юнга и др. Сознание, бессознательное и язык (Ж.. Лакан), деприватизация бессознательного (Ж.Делез и Ф.Гваттари).
- Еропейская традиция Cogito.
- Отказ от проблематики сознания; Дьюи, Хайдеггер, Витгенштейн
Снеговой Павел
 
Сообщений: 638
Изображений: 5
Зарегистрирован: 17 апр 2008, 23:25
Откуда: Донецк (Россия)

Re: ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: философия

Сообщение Снеговой Павел » 26 сен 2017, 15:10

Философия и история науки и техники
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
https://openedu.ru/course/urfu/PHILS/
О курсе
Курс «Философия и история науки и техники» посвящен основным этапам развития науки и техники в их связи с философскими (мировоззренческими) аспектами познания окружающего мира. Основным мотивирующим элементом курса является его практическая направленность, а именно, освоение навыка выявления философской и социально-исторической значимости научных теорий и технических изобретений. Каждая научная теория, равно как и техническое изобретение имеет философский (ценностный, этический, социальный, мировоззренческий аспект). Для создания и использования современных знаний, а также технических устройств необходимо понимать их мировоззренческое значение. Интернет, компьютер, виртуальная реальность, бытовая техника, атомная энергетика и металлургическая промышленность будут рассмотрены в контексте современного мировоззрения, основных аспектов современного культурного развития.
Курс нацелен не только на рассмотрение философских аспектов науки и техники, но и способствует развитию креативности на основе философского и историко-культурного подходов. Инженер - это философ техники. Для развития собственной креативности ему требуется философское осмысление и знание социально-культурных предпосылок становления науки и техники. Производство новых идей непосредственно зависит от широты видения технической реальности под углом зрения общественного развития, проблем универсальной связности, всеобщности, взаимозависимости мышления и бытия. Курс позволяет в концентрированной форме увидеть взаимосвязь создания научных идей и технических изобретений с моделями мышления, принятыми в обществе в той или иной историко-культурный период.
Такой подход позволит будущим инженерам соотносить свою деятельность с мировоззренческим и социальным контекстом развития техники, применять философские и исторические знания в профессиональной деятельности.

ПРОГРАММА КУРСА
Модуль 1. To be or not to be: мыслить или не мыслить?
Как работает человеческое мышление?
Изобретение мира: чему инженер может научиться у философа
Откуда берутся проблемы

Модуль 2. В поисках парадигмы...
От мифа к логосу: Платон или Аристотель
Зарождение рациональности: очевидное и невероятное
Реконструкция рациональности: выход – это вход

Модуль 3. Россия - родина слонов...
Опыт русской гипотезы
Русский мастер: создание альтернативной реальности
Поле боя науки: против лома нет приема

Модуль 4. Создавая будущее

Стратегии креативного мышления
Инновация как способ изменения мира
Будущее науки – будущее техники

Модуль 5. Последовательность в хаосе
«Число – это вещь, вещь – это число»: опыт символического мышления
Ловушки Интернета: измененное сознание
Предел науки: искусственный интеллект

Модуль 6. Инженерная философия техники
Снеговой Павел
 
Сообщений: 638
Изображений: 5
Зарегистрирован: 17 апр 2008, 23:25
Откуда: Донецк (Россия)

Re: ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: философия

Сообщение Снеговой Павел » 26 сен 2017, 15:42

Философия
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
https://openedu.ru/course/hse/FIL/
О курсе
Целью настоящего курса является знакомство с основными проблемами и вопросами классической философии, а также с основными современными философскими концепциями. Курс предлагает обзор ключевых стратегий решения философских проблем, и подробный разбор логики их аргументации. В работе задействован историко-философский материал с сохранением хронологической последовательности, однако он выстраивается на основе проблемного подхода, ориентированного, прежде всего, на концептуальное понимание проблем и их решений. Содержание курса, а также форма подачи тем ориентированы на то, чтобы показать сохраняющуюся актуальность философии, несмотря на рост прикладных и все более практически ориентированных наук в современном мире. Успешная реализация данной задачи в рамках курса должна помочь более ясному и уверенному пониманию места философии в современном университете. Конкретная задача настоящего курса состоит в том, чтобы познакомить студента с ключевыми концептуальными связями и предпосылками современной философии, предложить обзор ее ключевых проблем, теорий, подходов и направлений, а также указать на внутреннюю логику их развития. Главным принципом настоящего курса является намерение показать фундаментальные ходы философской мысли, которые находят свое конкретное воплощение в определенных авторских теориях и направлениях. Курс должен заложить схематическое, типовое и структурное понимание потенциально возможных философских решений и линий их аргументации в современных философских дискуссиях. Важнейшей задачей на этом пути является демонстрация связи и логической преемственности идей, а также относительной ограниченности, как самих философских задач, так и потенциально возможных способов их решения. Это должно позволить студенту уверенно и продуктивно ориентироваться в корпусе разнообразных философских направлений, течений, школ и учений и понимать их не с точки зрения книжной эрудиции, но с позиции аналитического и системного знания. Эта компетенция, формируемая настоящим курсом, является незаменимой при решении творческих задач, составляющих приоритет современных форм философствования.

ПРОГРАММА КУРСА
Что такое философия?
Проблема начал и проблема идеального
Природа души. Проблема соотношения души и тела
Понятие справедливости. Полезное, должное и соразмерное
Человек как существо политическое. Феномен полиса и республики
Философские проблемы бытия Бога
Проблема универсалий в средневековой мысли
Проблема человеческой свободы и теория предопределения
Формы познания и критерии достоверности знания
Основания познания и его границы
Вопрос об источниках морали
Модерное государство как философская проблема
Смысл истории и направленность исторического процесса
Критика основ классической метафизики
Критика идеализма в современной философии
Итоговый экзамен в виде теста
Снеговой Павел
 
Сообщений: 638
Изображений: 5
Зарегистрирован: 17 апр 2008, 23:25
Откуда: Донецк (Россия)

Re: ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: философия

Сообщение Снеговой Павел » 26 сен 2017, 15:51

Философия
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
https://openedu.ru/course/spbstu/PHYLOS/
О курсе
Целью данного курса является формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания. Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.
Для достижения поставленной цели в курсе решаются следующие задачи:
• формирование навыков восприятия и анализа оригинальных философских текстов (классических и современных);
• формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развитие способности схватывания и понимания философских аспектов различных социально и личностно значимых проблем;
• развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу;
• развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении философских проблем.

ПРОГРАММА КУРСА
Модуль 1. Философия как форма духовной культуры
Тема 1.1. Введение в философию

Модуль 2. История философии
Тема 2.1. Философия Древнего мира
Тема 2.2. Философия Средневековья
Тема 2.3. Философия Нового времени
Тема 2.4. Немецкая классическая философия
Тема 2.5. Неклассическая философия 19 века
Тема 2.6. Основные направления и тенденции в философии 20 в.
Тема 2.7. Русская философия

Модуль 3. Философская онтология
Тема 3.1. Проблема бытия. Философское понимание материи
Тема 3.2. Философия развития
Тема 3.3. Философия сознания

Модуль 4 Философская теория познания
Тема 4.1. Гносеологические проблемы

Модуль 5. Философия и методология науки
Тема 5.1. Философия науки
Тема 5.2. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки

Модуль 6. Социальная философия и философия истории
Тема 6.1. Социальная философия
Тема 6.2. Динамика и типология исторического развития

Модуль 7. Философская антропология
Тема 7.1. Философская антропология

Модуль 8. Философия языка и философия техники
Тема 8.1. Философия языка и философия техники
Снеговой Павел
 
Сообщений: 638
Изображений: 5
Зарегистрирован: 17 апр 2008, 23:25
Откуда: Донецк (Россия)

Re: ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: философия

Сообщение Снеговой Павел » 26 сен 2017, 16:00

Философия
Санкт-Петербургский Государственный Университет
https://openedu.ru/course/spbu/PHYLOSOPHY/
О курсе
Цель предлагаемого курса заключается в том, чтобы, с одной стороны, продемонстрировать все разнообразие спектра затрагиваемых философией проблем, во-вторых, их актуальность, в-третьих, наиболее существенные подходы к их решению. Нельзя представить себе современную университетскую программу, в которую не были бы включены курсы, рассказывающие студентам о мучительных поисках истины, захватывающих исследованиях человеческого духа и грандиозных, а порой и трагических осмыслениях судеб населяющих Землю людей! Однако необходимо учитывать и специфику философского знания, которое сочетает в себе конкретность в постановке вопросов о всеобщем, но вместе с тем проливает свет на важнейшие вопросы повседневности. Вот почему непременной составляющей общеобразовательных и специальных курсов по философии, разрабатываемых в Институте Философии СПбГУ, всегда была серьезная историко-философская подготовка.
В отличие от многих существующих университетских и онлайн курсов, предлагаемое изложение философских проблем современности не просто учитывают историко-философский процесс, а представляют его движущей силой философствования, его «интеллектуальным мотором». Вот почему в структуре нашего курса уделено пристальное внимание наиболее ярким философским текстам, предложенным в каждом блоке в качестве иллюстративного материала. Нашими специалистами будут представлены оригинальные трактовки специфических философских проблем и, что еще важнее, охарактеризованы актуальные подходы к поиску ответов на вечные вопросы современных авторов. Предлагаемые для выполнения проверочные задания и вопросы для обсуждения не только помогут студентам осмыслить и систематизировать изложенный материал, но и вдохновят на собственные философские исследования, а также на продуктивную обратную связь с преподавателями и друг с другом.

ПРОГРАММА КУРСА
Модуль 1. Что такое философия?
Модуль 2. Истина.
Модуль 3. Красота.
Модуль 4. Добро.
Модуль 5. Человек.
Модуль 6. Общество.
Модуль 7. История.
Модуль 8. Культура.
Модуль 9. Мир.
Модуль 10. Вера.
Снеговой Павел
 
Сообщений: 638
Изображений: 5
Зарегистрирован: 17 апр 2008, 23:25
Откуда: Донецк (Россия)

Re: ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: философия

Сообщение Снеговой Павел » 26 сен 2017, 16:25

История и философия науки. Общие проблемы философии науки. Философия физико-математических наук
Томский государственный университет
https://openedu.ru/course/tgu/FSFMATH/
О курсе
Первая часть курса «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» построен в соответствии с программой кандидатского минимума для аспирантов. В нем рассмотрены общие закономерности развития науки, ее генезис, история, структура. Раскрывается динамика научного знания в Западной культуре, изменение типов научной рациональности, социокультурная обусловленность научного исследования, этика науки. Анализируются актуальные проблемы современной философии науки: проблема релятивизации научного знания, проблема научного реализма, объективности научного знания.
Во второй части данного курса слушатели получат возможность выйти за пределы своей профессиональной деятельности и рефлективно к ней отнестись. Благодаря изучению общих черт и особенностей науки, как формы познания и деятельности человека слушатели получат начальные навыки философского анализа науки. Знание, которое они освоят, может быть использовано ими как необходимые рамки (контекст), в которые может быть помещен те или иные продукты исследовательской деятельности для определения их эвристического потенциала. Слушатели изучат также основные исследовательские программы в сфере современной философии науки: их содержание, применяемые методологии, притязания, что позволит приобрести навыки их анализа.
Курс предполагает выявление, характеристику и анализ основных методов и подходов, используемых в современных физико-математических науках, анализ основных исследовательских программ, определяющих облик современного математического, физического знания и информатики.

ПРОГРАММА КУРСА
Раздел 1. Предмет и основные концепции философии науки
1.1. Формирование философии науки и основные этапы ее развития (позитивизм и постпозитивизм)
1.2. Концептуальная модель современной философии науки

Раздел 2. Природа научного познания. Наука в системе культуры

2.1. Природа науки, три аспекта бытия науки
2.2. Образы науки и стандарты научности
2.3. Структура научного знания: эмпирический, теоретический уровни научного знания, уровень оснований науки

Раздел 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
3.1. Генезис науки: наука античности, наука средневековья
3.2. Становление классической науки в эпоху Нового времени (формирование объекта, субъекта, метода научного познания)
3.3. Динамика науки в культуре европейской цивилизации. Внутренние и внешние факторы развития науки

Раздел 4. Динамика науки. Типы научной рациональности
4.1. Рост и развитие научного знания
4.2. Философия науки о динамике научной рациональности
4.3. Концепция постнеклассической науки, ее признаки

Раздел 5. Актуальные проблемы современной философии науки

5.1. Проблема объективности научного знания. Истина и достоверное знание
5.2. Научный реализм и релятивизация в научном познании
5.3. Междисциплинарные и трансдисциплинарные исследования в современной науке

Раздел 6. Предмет, специфика и функции физико-математических наук

6.1. Различие аналитического и синтетического, априорного и апостериорного в системе точного знания
6.2. Различие методов математики и естествознания в связи со спецификой их предметов. Аналитический подход к определению основных понятий
6.3. Кризисы в основаниях математики и теоретико-множественные парадоксы
6.4. Основные школы в философии и основаниях математики

Раздел 7. Математика как формальная система и проблемы вычислимости
7.1. Формалистская программа Гилберта
7.2. Ограничительные теоремы Гёделя и их математическое и философское значение
7.3. Проблема разрешимости и возможности вычислительной машины

Раздел 8. Проблемы искусственного интеллекта
8.1. Понятие искусственного интеллекта. Предпосылки возникновения систем искусственного интеллекта
8.2. Парадигма «интеллект как исчисление понятий». Парадигма «интеллект как восприятие». Парадигма «интеллект как рефлексия». Парадигма «интеллект как самоидентичность»
8.3. Тест Тьюринга. Понятие интенциональности, парадигма «интеллект как интенциональность». Аргумент «Китайская комната». Синтаксис и семантика систем искусственного интеллекта

Раздел 9. Физическая картина мира и её эволюция
9.1. Эволюция физической картины мира и изменение онтологии физического знания
9.2. Механическая, электромагнитная и современная квантово-релятивистская картины мира как этапы развития физического познания
9.3. Философские и общенаучные основания единства физического знания

Раздел 10. Итоговая аттестация
Снеговой Павел
 
Сообщений: 638
Изображений: 5
Зарегистрирован: 17 апр 2008, 23:25
Откуда: Донецк (Россия)

Re: ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: философия

Сообщение Снеговой Павел » 26 сен 2017, 17:29

История и философия науки. Общие проблемы философии науки. Философия химии и наук о Земле.
Томский государственный университет
https://openedu.ru/course/tgu/PHCHEM/
О курсе
Первая часть курса «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» построен в соответствии с программой кандидатского минимума для аспирантов. В нем рассмотрены общие закономерности развития науки, ее генезис, история, структура. Раскрывается динамика научного знания в Западной культуре, изменение типов научной рациональности, социокультурная обусловленность научного исследования, этика науки. Анализируются актуальные проблемы современной философии науки: проблема релятивизации научного знания, проблема научного реализма, объективности научного знания.
Во второй части данного курса слушатели получат возможность выйти за пределы своей профессиональной деятельности и рефлективно к ней отнестись. Благодаря изучению общих черт и особенностей науки, как формы познания и деятельности человека слушатели получат начальные навыки философского анализа науки. Знание, которое они освоят, может быть использовано ими как необходимые рамки (контекст), в которые может быть помещен те или иные продукты исследовательской деятельности для определения их эвристического потенциала. Слушатели изучат также основные исследовательские программы в сфере современной философии науки: их содержание, применяемые методологии, притязания, что позволит приобрести навыки их анализа.
Слушатели окажутся в рефлексивной позиции к своей исследовательской деятельности. Анализ проблем, с которыми сталкивались выдающиеся химики, геологи, географы, позволит слушателям по-новому взглянуть на прошлое и будущее науки, увидеть свое место в системе получения новых знаний о природе.

ПРОГРАММА КУРСА
Раздел 1. Предмет и основные концепции философии науки
1.1. Формирование философии науки и основные этапы ее развития (позитивизм и постпозитивизм)
1.2. Концептуальная модель современной философии науки

Раздел 2. Природа научного познания. Наука в системе культуры
2.1. Природа науки, три аспекта бытия науки
2.2. Образы науки и стандарты научности
2.3. Структура научного знания: эмпирический, теоретический уровни научного знания, уровень оснований науки

Раздел 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

3.1. Генезис науки: наука античности, наука средневековья
3.2. Становление классической науки в эпоху Нового времени (формирование объекта, субъекта, метода научного познания)
3.3. Динамика науки в культуре европейской цивилизации. Внутренние и внешние факторы развития науки

Раздел 4. Динамика науки. Типы научной рациональности
4.1. Рост и развитие научного знания
4.2. Философия науки о динамике научной рациональности
4.3. Концепция постнеклассической науки, ее признаки

Раздел 5. Актуальные проблемы современной философии науки

5.1. Проблема объективности научного знания. Истина и достоверное знание
5.2. Научный реализм и релятивизация в научном познании
5.3. Междисциплинарные и трансдисциплинарные исследования в современной науке

Раздел 6. Философские аспекты естественно-научной картины мира

6.1. Историко-методологический анализ науки. Понятия «научная картина мира», «идеалы» и «нормы» научного исследования и др.
6.2. Особенности научного языка в химии и науках о Земле
6.3. Практическая природа химических знаний. Связь химии с технологией и промышленностью
6.4. Истоки и основания донаучных химических знаний
6.5. Вклад алхимии в научную химию

Раздел 7. Становление научной химии и ее философско-методологические проблемы
7.1. От ятрохимии к химической революции Лавуазье
7.2. Периодический закон химических элементов и его значение для науки
7.3. Химия XX в. Методы в химии
7.4. Нефтехимия
7.5. Перспективы развития химии в XXI в.

Раздел 8. Философские проблемы геологии
8.1. Науки о Земле как особый комплекс дисциплин
8.2. Место геологии в классификации наук. Предмет геологии – уникальный космический объект и сложная система планета Земля
8.3. Строение Земли и ее эволюция – методологические и теоретико-содержательные проблемы реконструкции
8.4. Геология и экология
8.5. Геохимическое учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере

Раздел 9. Философские проблемы географии

9.1. Место географии в классификации наук и ее внутренняя структура
9.2. Философские основы географического способа объяснения мира
9.3. Проблема пространства и времени в науках о Земле
9.4. Картографическое моделирование
9.5. Синергетическая парадигма в науках о Земле

Раздел 10. Итоговая аттестация
Снеговой Павел
 
Сообщений: 638
Изображений: 5
Зарегистрирован: 17 апр 2008, 23:25
Откуда: Донецк (Россия)

Re: ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: философия

Сообщение Снеговой Павел » 26 сен 2017, 17:41

История и философия науки. Общие проблемы философии науки. Философия наук о живой природе
Томский государственный университет
https://openedu.ru/course/tgu/PNATUR/
О курсе
Первая часть курса «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» построен в соответствии с программой кандидатского минимума для аспирантов. В нем рассмотрены общие закономерности развития науки, ее генезис, история, структура. Раскрывается динамика научного знания в Западной культуре, изменение типов научной рациональности, социокультурная обусловленность научного исследования, этика науки. Анализируются актуальные проблемы современной философии науки: проблема релятивизации научного знания, проблема научного реализма, объективности научного знания.
Во второй части данного курса слушатели получат возможность выйти за пределы своей профессиональной деятельности и рефлективно к ней отнестись. Благодаря изучению общих черт и особенностей науки, как формы познания и деятельности человека слушатели получат начальные навыки философского анализа науки. Знание, которое они освоят, может быть использовано ими как необходимые рамки (контекст), в которые может быть помещен те или иные продукты исследовательской деятельности для определения их эвристического потенциала. Слушатели изучат также основные исследовательские программы в сфере современной философии науки: их содержание, применяемые методологии, притязания, что позволит приобрести навыки их анализа.
Слушатели окажутся в рефлексивной позиции к своей исследовательской деятельности. Анализ проблем, с которыми сталкивались выдающиеся биологи, экологи, медики и все, кому интересна философия наук о жизни, позволит слушателям по-новому взглянуть на прошлое и будущее науки, увидеть свое место в системе получения новых знаний о природе.

ПРОГРАММА КУРСА
Раздел 1. Предмет и основные концепции философии науки

1.1. Формирование философии науки и основные этапы ее развития (позитивизм и постпозитивизм)
1.2. Концептуальная модель современной философии науки

Раздел 2. Природа научного познания. Наука в системе культуры
2.1. Природа науки, три аспекта бытия науки
2.2. Образы науки и стандарты научности
2.3. Структура научного знания: эмпирический, теоретический уровни научного знания, уровень оснований науки

Раздел 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
3.1. Генезис науки: наука античности, наука средневековья
3.2. Становление классической науки в эпоху Нового времени (формирование объекта, субъекта, метода научного познания)
3.3. Динамика науки в культуре европейской цивилизации. Внутренние и внешние факторы развития науки

Раздел 4. Динамика науки. Типы научной рациональности
4.1. Рост и развитие научного знания
4.2. Философия науки о динамике научной рациональности
4.3. Концепция постнеклассической науки, ее признаки

Раздел 5. Актуальные проблемы современной философии науки

5.1. Проблема объективности научного знания. Истина и достоверное знание
5.2. Научный реализм и релятивизация в научном познании
5.3. Междисциплинарные и трансдисциплинарные исследования в современной науке

Раздел 6. Что такое жизнь? Биология как основа наук о жизни
6.1. Понятие «жизнь» как предмет изучения науки и философии
6.2. Предмет философии биологии и его эволюция. Историческое развитие представлений о сущности жизни
6.3. Теория эволюции: от Дарвина до современности
6.4. Генетика и ее основные концепты
6.5. Фундаментальные проблемы философии биологии: на пути к общей теории жизни

Раздел 7. Биологическое и социальное: человек в зеркале наук о жизни

7.1. Биология и социальная жизнь: концептуальные основания учения о природе и сущности человека
7.2. Философские проблемы антропосоциогенеза в контексте наук о жизни
7.3. Философские проблемы этологии: сравнительное изучение видов активности животных и человека
7.4. Философские проблемы социобиологии
7.5. Когнитивные науки о человеке: мозг и сознание

Раздел 8. Экология и экофилософия
8.1. Экология как междисциплинарное поле исследований и практик
8.2. История развития экологических концепций
8.3. Философские проблемы экологии
8.4. Экофилософия и экологическое сознание

Раздел 9. Философские проблемы медицины. Биоэтика и биополитика
9.1. Философия медицины, ее предмет, цели, задачи и основная проблематика
9.2. История медицины
9.3. Актуальное состояние медицины и ее важнейшие философские проблемы
9.4. Биоэтика и медицинская этика
9.5. Биополитика

Раздел 10. Итоговая аттестация
Снеговой Павел
 
Сообщений: 638
Изображений: 5
Зарегистрирован: 17 апр 2008, 23:25
Откуда: Донецк (Россия)

Re: ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: философия

Сообщение Снеговой Павел » 26 сен 2017, 17:55

История и философия науки. Общие проблемы философии науки. Философия техники и технических наук
Томский государственный университет
https://openedu.ru/course/tgu/PHITEC/
О курсе
Первая часть «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» данного курса построен в соответствии с программой кандидатского минимума для аспирантов. В нем рассмотрены общие закономерности развития науки, ее генезис, история, структура. Раскрывается динамика научного знания в Западной культуре, изменение типов научной рациональности, социокультурная обусловленность научного исследования, этика науки. Анализируются актуальные проблемы современной философии науки: проблема релятивизации научного знания, проблема научного реализма, объективности научного знания.
В этом курсе слушатели получат возможность выйти за пределы своей профессиональной деятельности и рефлективно к ней отнестись. Благодаря изучению общих черт и особенностей науки, как формы познания и деятельности человека слушатели получат начальные навыки философского анализа науки. Знание, которое они освоят, может быть использовано ими как необходимые рамки (контекст), в которые может быть помещен те или иные продукты исследовательской деятельности для определения их эвристического потенциала. Слушатели изучат также основные исследовательские программы в сфере современной философии науки: их содержание, применяемые методологии, притязания, что позволит приобрести навыки их анализа.
Системный и интегративный характер инженерных задач обусловливает тесное взаимодействие естественных, технических и социально-гуманитарных наук, конкретным проявлением которого является появление информатики и информационных технологий. В этом контексте рассматривается техносфера современного постиндустриального общества, положение человека в современной социально-технической среде, особенности современных социальных систем и перспективы глобального технического развития.

ПРОГРАММА КУРСА
Раздел 1. Предмет и основные концепции философии науки
1.1. Формирование философии науки и основные этапы ее развития (позитивизм и постпозитивизм)
1.2. Концептуальная модель современной философии науки

Раздел 2. Природа научного познания. Наука в системе культуры
2.1. Природа науки, три аспекта бытия науки
2.2. Образы науки и стандарты научности
2.3. Структура научного знания: эмпирический, теоретический уровни научного знания, уровень оснований науки

Раздел 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

3.1. Генезис науки: наука античности, наука средневековья
3.2. Становление классической науки в эпоху Нового времени (формирование объекта, субъекта, метода научного познания)
3.3. Динамика науки в культуре европейской цивилизации. Внутренние и внешние факторы развития науки

Раздел 4. Динамика науки. Типы научной рациональности

4.1. Рост и развитие научного знания
4.2. Философия науки о динамике научной рациональности
4.3. Концепция постнеклассической науки, ее признаки

Раздел 5. Актуальные проблемы современной философии науки
5.1. Проблема объективности научного знания. Истина и достоверное знание
5.2. Научный реализм и релятивизация в научном познании
5.3. Междисциплинарные и трансдисциплинарные исследования в современной науке

Раздел 6. Техника как объект исследования. Понятие техносферы

6.1. Возникновение философии техники и обсуждаемые ею проблемы
6.2. Как определить технику?
6.3. Философы о технике
6.4. Человек и человеческая деятельность
6.5. Общество и техносфера

Раздел 7. Технические знания, этапы развития технических знаний
7.1. Техническое знание в доиндустриальный период
7.2. Техника и познание природы
7.3. Становление научного технического знания
7.4. Методология науки и техническое знание

Раздел 8. Технические науки, теория в технических науках
8.1. Абстрактные схемы в технической теории
8.2. Технические науки классического типа
8.3. Системное мышление и неклассические науки
8.4. Информационная революция, понятие информации
8.5. Компьютерная революция и постиндустриальная технологическая волна

Раздел 9. Социальная экспертиза и социальная ответственность в технике
9.1. Основные принципы структуралистского подхода
9.2. Социальная оценка техники
9.3. Этика и развитие техносферы
9.4. Проблема социальной ответственности в технике
9.5. Философия техники и технических наук: заключительная лекция

Раздел 10. Итоговая аттестация
Снеговой Павел
 
Сообщений: 638
Изображений: 5
Зарегистрирован: 17 апр 2008, 23:25
Откуда: Донецк (Россия)

Re: ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: философия

Сообщение Снеговой Павел » 26 сен 2017, 18:02

История и философия науки. Общие проблемы философии науки. Философия социально-гуманитарных наук
Томский государственный университет
https://openedu.ru/course/tgu/SOCHUM/
О курсе
Первая часть курса «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» построен в соответствии с программой кандидатского минимума для аспирантов. В нем рассмотрены общие закономерности развития науки, ее генезис, история, структура. Раскрывается динамика научного знания в Западной культуре, изменение типов научной рациональности, социокультурная обусловленность научного исследования, этика науки. Анализируются актуальные проблемы современной философии науки: проблема релятивизации научного знания, проблема научного реализма, объективности научного знания.
Во второй части данного курса слушатели получат возможность выйти за пределы своей профессиональной деятельности и рефлективно к ней отнестись. Благодаря изучению общих черт и особенностей науки, как формы познания и деятельности человека слушатели получат начальные навыки философского анализа науки. Знание, которое они освоят, может быть использовано ими как необходимые рамки (контекст), в которые может быть помещен те или иные продукты исследовательской деятельности для определения их эвристического потенциала. Слушатели изучат также основные исследовательские программы в сфере современной философии науки: их содержание, применяемые методологии, притязания, что позволит приобрести навыки их анализа. Материал курса представлен посредством критического анализа содержания и эвристического потенциала основных исследовательских программ, определяющих облик современного социального и гуманитарного знания: герменевтика, критическая теория, структурализм и постструктурализм.

ПРОГРАММА КУРСА
Раздел 1. Предмет и основные концепции философии науки
1.1. Формирование философии науки и основные этапы ее развития (позитивизм и постпозитивизм)
1.2. Концептуальная модель современной философии науки

Раздел 2. Природа научного познания. Наука в системе культуры
2.1. Природа науки, три аспекта бытия науки
2.2. Образы науки и стандарты научности
2.3. Структура научного знания: эмпирический, теоретический уровни научного знания, уровень оснований науки

Раздел 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
3.1. Генезис науки: наука античности, наука средневековья
3.2. Становление классической науки в эпоху Нового времени (формирование объекта, субъекта, метода научного познания)
3.3. Динамика науки в культуре европейской цивилизации. Внутренние и внешние факторы развития науки

Раздел 4. Динамика науки. Типы научной рациональности
4.1. Рост и развитие научного знания
4.2. Философия науки о динамике научной рациональности
4.3. Концепция постнеклассической науки, ее признаки

Раздел 5. Актуальные проблемы современной философии науки
5.1. Проблема объективности научного знания. Истина и достоверное знание
5.2. Научный реализм и релятивизация в научном познании
5.3. Междисциплинарные и трансдисциплинарные исследования в современной науке

Раздел 6. Предмет, специфика и функции социально-гуманитарных наук
6.1. Возникновение и основные вехи развития социально-гуманитарных наук
6.2. Предмет социально-гуманитарного знания в горизонте смены типов рациональности
6.3. Категориальная обеспеченность социально-гуманитарного знания: как мы можем осваивать социальный мир
6.4. Методология социально-гуманитарного знания: как мы можем осваивать социальный мир
6.5. Основные методологические стратегии

Раздел 7. Герменевтика: проблема понимания в дискурсе социально-гуманитарных наук
7.1. Что значит понимать
7.2. Введение в историю герменевтики
7.3. Становление герменевтики: от практики и методологии истолкования текстов к философии понимания
7.4. Герменевтический поворот М. Хайдеггера и Х.-Г. Гадамера: бытие человека изначально герменевтично
7.5. Современные перспективы герменевтики

Раздел 8. Современная социально-критическая теория: общество, его друзья и враги
8.1. Апология общества. Рождение критики
8.2. Основные идеи критической теории Франкфуртской школы
8.3. Основные идеи критической теории Франкфуртской школы. Одномерное общество
8.4. Общество как пространство социального конструирования
8.5. Власть как центральная проблема социально гуманитарных наук

Раздел 9. Структурализм и постмодернизм
9.1. Основные принципы структуралистского подхода
9.2. Расскажи мне историю. Ключевые идеи нарратологии
9.3. Постмодернизм: недоверие к великим рассказам
9.4. Что такое деконструкция
9.5. Концепция дискурса Мишеля Фуко

Раздел 10. Итоговая аттестация
Снеговой Павел
 
Сообщений: 638
Изображений: 5
Зарегистрирован: 17 апр 2008, 23:25
Откуда: Донецк (Россия)

Re: ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: философия

Сообщение Снеговой Павел » 26 сен 2017, 18:17

История и философия техники
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
https://openedu.ru/course/misis/MISIS_26/
О курсе
Сохранению и исследованию научно-технического наследия цивилизации в последние годы во всем мире придаётся всё большее значение. Практически повсеместно создаются музеи-памятники промышленности и истории техники, среди которых особое место занимают металлургические. Данное обстоятельство объясняется тем, что именно металлургические агрегаты, мануфактуры, фабрики, заводы, производившие основные орудия труда, на всех этапах истории цивилизации, наиболее наглядно отражают тенденции развития не только научно-технической, но и социальной структуры общества.
Курс «История и философия науки и техники» («История и философия инженерного искусства») является основополагающей дисциплиной, служащей для ознакомления студентов с местом технических знаний в истории формирования современной индустриальной цивилизации. В материалах курса рассматриваются основные события в истории науки, техники и образования; исследуются причины и обсуждаются последствия важнейших инженерных решений и научных открытий; приводится информация и дается оценка появления и развития систем образования с акцентом на известные методы обучения техническим знаниям.
При прохождении курса студенты получают сумму знаний комплексного технического, гуманитарного, естественнонаучного характера, что существенно повышает степень усвоения пройденного материала и вырабатывает у студентов высокую мотивацию к овладению профессиональными навыками с первого года обучения.
Содержание курса органически синтезируют вопросы методологии и истории науки и техники, показывают их взаимосвязь и взаимовлияние. В материалах курса излагаются принципиальные положения истории науки и техники на основе сочетания социально-культурного, экономического, экологического и других подходов с использованием результатов исторических и иных исследований научно-технического развития человечества.
При подготовке методического обеспечения курса были использованы научные достижения последних десятилетий в археологической металлургии, истории техники, практической археологии, а также других отраслях современной исторической науки и музейного дела.

ПРОГРАММА КУРСА
Раздел 1. Металлургия и хронология истории цивилизации.
Геохронология. Понятие об основных рабочих и конструкционных материалах и металлах цивилизации.

Раздел 2. Неолитическая революция.
Неолитическая революция и появление термических технологий. Основные закономерности зарождения металлургии, её развитие в доисторическую эпоху. Древнейшие металлические раритеты (7…5 тыс. до н.э.). Регионы мира – претенденты на звание родины металлургии.

Раздел 3. Семь металлов Древности.
Семь металлов Древности. Зарождение литейного производства. Рециклинг – неотъемлемая часть металлургических технологий. Целенаправленные преобразования окружающей среды. Металлизация биосферы – первый и наиболее масштабный процесс техногенного преобразования природной среды в истории цивилизации. Особая роль металлов в формировании техносферы, понятие элементопотоков. Разделение труда и организация глобального рециклинга в металлургическом производстве. Металлы и металлургические технологии в древних эпосах народов Мира («Ригведа», «Калевала»).

Раздел 4. Металлургия железа в эпоху Древнего мира.
Освоение и распространение металлургии железа. Бронзолитейное и чугунолитейное производство Древнего Китая и Древней Индии.

Раздел 5. Древние металлургические технологии извлечения и обработки металлов
Основы древней технологии переработки руд, литья, ковки, волочения и термомеханической обработки металлов. Появление ювелирного искусства. Металлургия мышьяковой и оловянной бронзы и сыродутного железа. Ковка и литье меди и бронзы. Изделия из бронзы. Художественное бронзовое литье. Металлические зеркала Древнего мира: магия и металлургия. Бронзовое статуарное литье в эпоху Античности. Волочение металлов Извлечение железа из руд. Тигельная плавка. Сыродутный горн. Термохимическая и термомеханическая обработка железа и стали.

Раздел 6. Происхождение и распространение названий металлургических терминов.
Происхождение и распространение названий металлов и металлургических терминов в основных технических языках Европы. Славянская и русская металлургическая терминология.

Раздел 7. Металлургия в Средние века.
Использование энергии воды. Развитие воздуходувной техники. Ландшафт – важнейший металлургический ресурс Средневековья. Штюкофен и осмундская печь. Каталонский горн. Металлургия скандинавских народов, альпийского региона и юго-западной Европы. Горсты – идеальные металлургические регионы средневековой Европы. Белая жесть – привилегированный металл Средневековья.

Раздел 8. Металлургия и военное дело.
Металлургия и военное дело. От свободной ковки к кузнечной пакетной сварке. Особенности вооружения Запада и Востока. Рыцарское вооружение. Кольчуга. Пластинчатый доспех. Облегченный доспех. Металл в одежде: «бригандина» - мода на века. Рыцарский костюм определяет моду. Новые формы и технологии декоративной обработки металлов.

Раздел 9. Металлургия высококачественных оружейных сталей
Легенды, факты и археологические раритеты уникальной оружейной стали. Классификация и металлургические технологии производства холодного оружия. Оружейная сталь – принципиально новый вид композиционного материала.

Раздел 10. Огнестрельная техника и металлургия.
Распространение пороха и развитие металлургических технологий. Зарождение артиллерии Появление огнестрельной техники. Индустрия бронзолитейного пушечного производства. Первые государственные мануфактуры. Чугун открывает новые технологии изготовления артиллерийских снарядов.

Раздел 11. Литье колоколов.
История колоколов. Колокольное литье – особая металлургическая технология. Колокольная бронза и колокольные литейные формы. Технология колокольного литья.

Раздел 12. «Малая» Промышленная революция и металлургия чугуна.
Роль Англии в развитии Европы в XVI в. «Малая» промышленная революция. Развитие механики и зарождение мануфактур. Реформы Генриха VIII и освоение металлургии чугуна. Военные программы и развитие металлургии. Формирование основ современной технологической схемы металлургического производства. Агрегаты для производства чугуна. «Странствующий литейщик» - профессия 16 века.

Раздел 13. Древесный уголь
Кучное углежжение – основополагающая отрасль металлургического производства Древнего Мира, Средневековья и мануфактурного периода Нового Времени.

Раздел 14. Первое научное обобщение металлургических знаний.
Жизнь учёного во времена Ренессанаса. Первое научное обобщение металлургических знаний: В. Бирингуччо и Г. Агрикола.

Раздел 15. Начало изучения процессов металлургии.
Р.А.Ф. де Реомюр – основоположник теоретической металлургии. Э. Сведенборг – автор первых учебников по металлургии железа и меди. Революция в естествознании и металлургия.

Раздел 16. Горнозаводская металлургия – передовая отрасль мануфактурного производства.
Мануфактурное производство железа. Развитие технологии обработки металлов давлением. Прокатные станы. Первые металлургические мануфактуры и заводы России.Горнозаводская металлургия России. Кричный передел чугуна. Глобальный рециклинг металлов. Вагранки и рециклинг железного лома в 17 веке. Металлолом – самостоятельный металлургический ресурс. Формирование основ современной индустриальной цивилизации.

Раздел 17 Изобретение технологии коксования каменного угля.
Каменноугольный кокс. Дад Дадли – легендарный изобретатель коксования каменного угля. Дерби – величайшая династия в истории металлургии железа. Коулбрукдейл – самый известный музей металлургической техники. Эволюция печей для коксования каменного угля в 18-19 веках.

Раздел 18. Металлургия эпохи Промышленной революции.
Сущность Промышленной революции. Промышленная революция и металлургия железа. Пудлингование чугуна. Генри Корт. Тигельная плавка Б. Гентсмена. Женский труд на металлургических мануфактурах и заводах. Начало широкого применения металлов в строительстве. Чугун - основной конструкционный металл 19-го века. Чугун – металл садово-парковой архитектуры Нового Времени. Уникальные чугунные здания и мосты Европы 19-го века. «Кристалл-Палас» - здание из чугуна и стекла.

Раздел 19. Создание основ индустриальной цивилизации.
Состояние железоделательного производства в середине 19-го века. Литая сталь: конверторный процесс (Бессемер, Томас), мартеновская плавка (Мартен, Сименс). Бессемер. Томас Сидни Джилкрист. Железная дорога в индустриальную цивилизацию.

Раздел 20. Постиндустриальные инновационные технологии
Становление прокатного производства. Роль железнодорожного транспорта и броненосного флота в формировании металлургической индустрии, металловедения и формирования научно-технических подходов в развитии цивилизации. Электрометаллургия. Производство ферросплавов. Основные направления развития металлургии в 21-ом веке
Снеговой Павел
 
Сообщений: 638
Изображений: 5
Зарегистрирован: 17 апр 2008, 23:25
Откуда: Донецк (Россия)


Вернуться в Обмен информацией

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Golden Time-Золотое Время. История, религия, наука