Альтеризм - модель, противопоставляющая себя и креационизму, и теоэволюционизму, но одновременно пытающаяся их примирить. Согласно этой модели, вначале Бог создал мир и человека так, как описано в Библии. Затем грехопадение изменило как будущее, так прошлое Вселенной, и те же самые формы вынуждены были появляться на свет долгим и мучительным эволюционным путём.
Эта модель всегда казалась мне обитающей где-то на задворках бесплодных эво-креа споров. Прежде я не сталкивалась с ней вообще, кроме того случая, когда одна оппонентка, доказывая совместимость Библии и эволюционизма, ткнула меня носом в её очень краткий пересказ. Было это шесть лет назад. Но недавно о ней вспомнило одно крупное сообщество в ВК ( https://vk.com/theists ), и мне захотелось узнать об этом поподробнее.
Итак, популярное изложение модели альтеризма (в материалах "Теиста"): https://vk.com/page-77493969_53505464
Статья Иваненкова Василия Васильевича: http://www.bogoslov.ru/text/4873408.html
Критика такой модели будет, с одной стороны, ровно той же, что и критика эволюционизма в целом. С другой - повторяется проблема теоэволюционизма: если "настоящим людям" предшествовало множество "почти людей" в лице неандертальцев, эректусов и даже (по мнению некоторых) кроманьонцев, то кем они были, если определённо обладали сознанием, моралью, культурой, но при этом собственно людьми не являлись, и где в таком случае грань между человеком и животным вообще? Интересно, имеются ли в модели альтеризма нестыковки с конкретно богословской т.з.
Эта модель всегда казалась мне обитающей где-то на задворках бесплодных эво-креа споров. Прежде я не сталкивалась с ней вообще, кроме того случая, когда одна оппонентка, доказывая совместимость Библии и эволюционизма, ткнула меня носом в её очень краткий пересказ. Было это шесть лет назад. Но недавно о ней вспомнило одно крупное сообщество в ВК ( https://vk.com/theists ), и мне захотелось узнать об этом поподробнее.
Итак, популярное изложение модели альтеризма (в материалах "Теиста"): https://vk.com/page-77493969_53505464
Статья Иваненкова Василия Васильевича: http://www.bogoslov.ru/text/4873408.html
Критика такой модели будет, с одной стороны, ровно той же, что и критика эволюционизма в целом. С другой - повторяется проблема теоэволюционизма: если "настоящим людям" предшествовало множество "почти людей" в лице неандертальцев, эректусов и даже (по мнению некоторых) кроманьонцев, то кем они были, если определённо обладали сознанием, моралью, культурой, но при этом собственно людьми не являлись, и где в таком случае грань между человеком и животным вообще? Интересно, имеются ли в модели альтеризма нестыковки с конкретно богословской т.з.