Сознание

Сознание

Сообщение Н. Хлопотин » 04 апр 2017, 17:03

Здравствуйте!
Одним из очень серьёзных вопросов, касающихся науки и религии, а также философии, является проблема сознания.
Материалисты считают, что сознание - это результат работы мозга.
А на каком вообще уровне сейчас находится обсуждение проблемы сознания в научной среде? (Речь, конечно же, идёт о нормальных исследованиях, а не о воинствующем материализме, отвергающем всё, что может хоть как-то походить на душу.)
Существуют разные теории сознания (почти все связывают его с мозгом): https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1 ... 0.B8.D1.8F, https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0 ... 0%B8%D0%B5 (эта концепция менее материалистическая).
А что думаете по этому поводу вы, уважаемые креационисты и сторонники ID?
Ведь мы, верующие в Бога, должны считать, что сознание связано с душой? Но какова природа души? На мой взгляд, душа должна быть простой сущностью, если так можно выразиться, не состоять ни из каких элементов, быть неразлагаемой и абсолютно неделимой.
Но это утверждение не очень хорошо согласуется не то что с "официальной" теорией сознания, но даже и с теорией квантового сознания?
Впрочем, интересную концепцию предлагает архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) в своей книге "Дух, душа и тело" (правда, это было уже давно):
 Мы полностью принимаем это глубоко научное представление о деятельности сознания, но только не считаем его исчерпывающим. Мы также готовы подписаться под основным тезисом материализма: Бытие определяет сознание, но только при условии не узко материалистического понимания бытия.
   Чтобы представить наше понимание сознания, мы должны разделить его на акты, состояния и объем сознания.
   Мысль течет как ручей. Мысль вспыхивает ярким светом. Мысль роет недра бытия.
   Спокойные и обдуманные волевые акции. Внезапные волевые взрывы – удар ножом в сердце оскорбителя. Постоянное напряжение воли в потоке жизни, направленное к достижению основных планов и целей.
   Тихая, лишенная страсти любовь. Глубокое, спокойное эстетическое наслаждение. Бурные страсти, ярость, страх. Глубокая постоянная преданность Богу, всю жизнь направляющая.
   Это акты сознания.
   Они вызываются: 1) восприятиями органов чувств, 2) органическими ощущениями нашего тела, 3) восприятиями от нашего трансцендентального существа, 4) восприятиями из высшего духовного мира, 5) воздействиями нашего духа.
   Акты сознания не бывают изолированными, мысль всегда сопровождается чувством, чувство и воля мыслью, а чувство – волевыми движениями; акты воли всегда связаны с чувством и мыслями; комплекс этих одновременно протекающих актов сознания определяет состояние сознания. Эти состояния сознания беспрестанно изменяются, ибо акты сознания находятся в беспрерывном движении.
   Богатством, разнообразием и глубиной актов и состояний сознания определяется объем сознания, также постоянно изменяющийся, обычно в сторону увеличения. В актах и состояниях сознания всегда участвует дух наш, определяя и направляя их. В свою очередь, дух растет и изменяется от деятельности сознания, от его отдельных актов и состояний.
   Таково наше представление о полноте психической деятельности человека. Но не только люди, а и животные имеют душу. Душа животного в крови его. И животное, как и человек, состоит из духа, души и тела.
   Что же такое душа? В простейшем ее виде, у животных – это объединяемый самосознанием (умом у высших животных) комплекс органических и чувственных восприятий, мыслей и чувств, следов воспоминаний или только (у низших) комплекс органических ощущений. Примитивный дух животных – это только дыхание жизни (у низших). По мере повышения по лествице существ растет их духовность, и к дыханию жизни присоединяются зачатки ума, воли и чувства.
   У человека душа гораздо выше по своей сущности, ибо участвующий в ее деятельности дух несравним с духом животных. Он может обладать высшими дарами Святого Духа, которые св. пророк Исаия (Ис.2:1-3) называет духом страха Божия, духом познания, духом силы и крепости, духом света, духом разумения, духом мудрости, Духом Господним или даром благочестия и вдохновения в высшей степени.
   Дух и душа человека нераздельно соединены при жизни в единую сущность; но можно и в людях видеть различные степени духовности. Есть люди духовные по апостолу Павлу (1 Кор. 2:14). Есть, как мы говорили, люди – скоты, люди – трава, есть и люди – ангелы. Первые мало чем отличаются от скотов, ибо духовность их очень низка, а последние приближаются к бесплотным духам, у которых нет ни тела, ни души.
   Итак, душу можно понимать как совокупность органических и чувственных восприятий, следов воспоминаний, мыслей, чувств и волевых актов, но без обязательного участия в этом комплексе высших проявлений духа, не свойственных животным и некоторым людям. О них говорит апостол Иуда: «Эти люди... душевные, не имеющие духа» (Иуд. 1:19).
   В самосознании при жизни жизнь духа тесно переплетается с теми психическими актами, которые общи человеку и животным, т. е. с органическими ощущениями и чувственными восприятиями: эти последние, в свою очередь, неразрывно связаны с жизнью тела, особенно мозга, и исчезают со смертью тела. Поэтому примитивная душа животных смертна, как смертны и те элементы самосознания человека, которые исходят из умершего тела (органические и чувственные восприятия).
   Но бессмертны те элементы самосознания, которые связаны с жизнью духа. Бессмертен дух, который, как покажем ниже, может существовать без связи с телом и душой. Материалисты отрицают бессмертие души именно потому, что ничего не хотят знать о духе. А о бессмертии самосознания, понимаемого чисто физиологически, мы и не говорим.

Итак, позвольте вас спросить: каково же ваше мнение и каково вообще мнение науки, если её очистить от идеологических построений?
Как быть? Как думать? Что считать?
Н. Хлопотин
Форумчанин
 
Сообщений: 54
Зарегистрирован: 09 мар 2017, 18:19
Откуда: Санкт-Петербург
Кредо: Тóй речé, и бы́ша: Тóй повелѣ́, и создáшася

Вернуться в Апологетика и богословские вопросы

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Golden Time-Золотое Время. История, религия, наука