Сообщений: 27 Страница 2 из 2
Алексей Милюков писал(а) 13 окт 2017, 17:24:
vilisvir писал(а):А как насчёт самых современных переводов (Кулаковский, РБО), в которых достоверным считаются свитки Мёртвого моря (Кумранские), которые в отличии от масоретского текста не правились раввинами и которые, вероятно, были основой для перевода Септуагинты?


Андрей, прошу прощения, а откуда у вас сведения, что Кумранские тексты были основой для перевода Септуагинты, даже в предположительном смысле? У нас эта тема подзаглохла, но я предполагаю в ближайшее время вернуться к ней.


Исключительно на основании датирования, которое заявляется как от 250 года до н. э. до 68 года н. э.
Подписывайтесь на ютуб-канал христианской науки https://www.youtube.com/channel/UChB3deQJaLeeno9vwx0JSRg
vilisvir писал(а):Исключительно на основании датирования, которое заявляется как от 250 года до н. э. до 68 года н. э.


Андрей, не могу с вами согласиться. Почти не вызывает сомнений, что и Иероним при создании Вульгаты, и толковники при создании Септуагинты пользовались собственными списками Библии. Другое дело, что находка Кумранских рукописей подтвердила аутентичность обоих переводов, но говорить, что толковники ориентировались на какие-то списки, близкие к Кумранским рукописям, нет оснований.
Предлагаю на эту тему общаться не в "Исходе", а в теме "Критика атеистических сайтов" (тоже название неадекватное, но тем не менее, раз уж начали)
viewtopic.php?f=8&t=896&start=60
Юрий из Петербурга писал(а) 16 мар 2017, 19:58:Тут был вопрос по подводноиу мосту.

По данным Global_Topography SRTM30_PLUS V10 моста не видно.
sinai-topo.png

Кстати, на самом юге Акабского залива мост, кажется, есть. Что-то я тогда не заметил, надо вернуться к этому.
Ceterum censeo Carthaginem esse delendam
Интересные размышления лингвиста на тему.
https://www.researchgate.net/publicatio ... y-v-Egipte
Ceterum censeo Carthaginem esse delendam
Юрий из Петербурга писал(а) 30 дек 2019, 13:48:Кстати, на самом юге Акабского залива мост, кажется, есть. Что-то я тогда не заметил, надо вернуться к этому.
Возможно, эта ссылка уже была на форуме Eleonskij_F_Istoriya_Izrailjskogo_naroda_v_Egipte_1884. Там разсматривается вопрос о том, где находится земля Гесем, т.е. откуда Исход начался. Ещё нужно учитывать возможное изменение карты этой местности, например, уровня моря.
Воздвиго́шася же сы́нове Изра́илевы от­ Рамессы́ въ сокхо́ѳъ до шести́ со́тъ ты́сящъ
пѣ́шихъ муже́й, кромѣ́ домоча́д­ст­ва:

Людей много, нужна большая и достаточно ровная площадка вдоль берега моря, а не узкий горный проход вплоть до самой воды.


Рече́ же Моисе́й къ лю́демъ: дерза́йте, сто́йте и зри́те спасе́нiе е́же от­ Го́спода, е́же сотвори́тъ на́мъ дне́сь: и́мже бо о́бразомъ ви́дѣсте Еги́птянъ дне́сь, не при­­ложите́ ктому́ ви́дѣти и́хъ въ вѣ́чное вре́мя:
Если "видеть" буквально, то при таком количестве людей можно что-либо увидеть только при некотором уклоне. Можно предположить, что это не пляж. Нужен уклон больший или не меньший того, что теперь делают в зрительных залах.


ты́ же воз­ми́ же́злъ тво́й и простри́ ру́ку твою́ на мо́ре, и расто́ргни е́: и да вни́дутъ сы́нове Изра́илевы посредѣ́ мо́ря по су́ху:
...
Простре́ же Моисе́й ру́ку на мо́ре, и воз­гна́ Госпо́дь мо́ре вѣ́тромъ ю́жнымъ си́льнымъ всю́ но́щь, и сотвори́ мо́ре су́шу, и разступи́ся вода́.
И внидо́ша сы́нове Изра́илевы посредѣ́ мо́ря по су́ху, и вода́ и́мъ стѣна́ бы́сть одесну́ю и стѣна́ ошу́юю.
...
Сы́нове же Изра́илевы про­идо́ша по су́ху посредѣ́ мо́ря: вода́ же и́мъ стѣна́ [бы́сть] одесну́ю и стѣна́ ошу́юю,

Идти было сухо, т.е. рельеф обнажившегося дна не имел существенных углублений, которые могли бы содержать воду и препятствовать проходу. Возможно и чудесное повторение Шестоднева.


И путь был широкий, соразмерный множеству проходящих. Ибо сказано: «настави я в бездне яко в пустыни» (Пс.105:9), – а сим показывается широта пути.
Ширина прохода по дну велика и достаточна для 600000 мужей с семьями.


Погна́ша же Еги́птяне и внидо́ша вслѣ́дъ и́хъ, и вся́къ ко́нь фарао́новъ, и колесни́цы, и вса́дники посредѣ́ мо́ря.
...
и связа́ о́си колесни́цъ и́хъ, и ведя́ше и́хъ съ ну́ждею. И реко́ша Еги́птяне: бѣжи́мъ от­ лица́ Изра́илева, Госпо́дь бо побора́етъ по ни́хъ на Еги́птяны.

Дно достаточно ровное и твёрдое не только для людей, но и для колёс колесниц. Неясно, относится ли связание осей к естественным донным образованиям некоторой протяжённости далеко от берега, приготовленным Господом, например, более рыхлому грунту или водорослям или к чему-то чудесному. Препятствием это стало только для египтян.


И внидо́ша сы́нове Изра́илевы посредѣ́ мо́ря по су́ху, и вода́ и́мъ стѣна́ бы́сть одесну́ю и стѣна́ ошу́юю.
...
Сы́нове же Изра́илевы про­идо́ша по су́ху посредѣ́ мо́ря: вода́ же и́мъ стѣна́ [бы́сть] одесну́ю и стѣна́ ошу́юю,
...
и ду́хомъ я́рости тво­ея́ разступи́ся вода́: огустѣ́ша я́ко стѣна́ во́ды, огустѣ́ша и во́лны посредѣ́ мо́ря:

Глубина разступившегося моря достаточна для того, чтобы воду справа и слева считать стеной всем видевшим, в т.ч. и издалека, а не только близко проходящим.


И рече́ Госпо́дь къ Моисе́ю: простри́ ру́ку твою́ на мо́ре, и да совокупи́т­ся вода́ и да покры́етъ Еги́птяны, колесни́цы же и вса́дники.
Простре́ же Моисе́й ру́ку на мо́ре, и устро́ися вода́ ко дню́ на мѣ́сто: Еги́птяне же бѣжа́ша подъ водо́ю, и истрясе́ Госпо́дь Еги́птяны посредѣ́ мо́ря:
и обрати́в­шися вода́ покры́ колесни́цы и вса́дники и всю́ си́лу фарао́нову, в­ше́дши вслѣ́дъ и́хъ въ мо́ре: и не оста́ от­ ни́хъ ни еди́нъ.

Стена воды была выше человеческого роста. Этот стих неясен, т.к. пытаться бежать можно только в более-менее спокойной воде, но которая не позволила спастись ни людям, ни коням.


Простре́ же Моисе́й ру́ку на мо́ре, и воз­гна́ Госпо́дь мо́ре вѣ́тромъ ю́жнымъ си́льнымъ всю́ но́щь, и сотвори́ мо́ре су́шу, и разступи́ся вода́.
И внидо́ша сы́нове Изра́илевы посредѣ́ мо́ря по су́ху, и вода́ и́мъ стѣна́ бы́сть одесну́ю и стѣна́ ошу́юю.
...
Простре́ же Моисе́й ру́ку на мо́ре, и устро́ися вода́ ко дню́ на мѣ́сто: Еги́птяне же бѣжа́ша подъ водо́ю, и истрясе́ Госпо́дь Еги́птяны посредѣ́ мо́ря:

Разстояние перехода по дну моря- утро, т.е. четверть суток пешего пути медленного обоза с детьми и скотом.


и изба́ви Госпо́дь Изра́иля въ де́нь о́нъ изъ руки́ Еги́петскiя: и ви́дѣша сы́нове Изра́илевы Еги́птянъ изме́ршихъ при­­ краи́ мо́ря.
...
рече́ вра́гъ: гна́въ пости́гну, раздѣлю́ коры́сть, испо́лню ду́шу мою́, убiю́ мече́мъ мо­и́мъ, госпо́д­ст­вовати бу́детъ рука́ моя́:

Противоположный египетскому берег моря имеет мелководье или пляж, на который вышли израильтяне и куда морская вода вынесла погибших египетских воинов с вооружением. Погребения египтян, видимо, не было.


И рече́ и́мъ: сiя́ глаго́летъ Госпо́дь Бо́гъ Изра́илевъ: препоя́шите кі́йждо сво́й ме́чь
при­­ бедрѣ́ и пройди́те, и воз­врати́теся от­ вра́тъ до вра́тъ сквоз­ѣ́ по́лкъ, и убі́йте кі́йждо бра́та сво­его́ и кі́йждо бли́жняго сво­его́ и кі́йждо сосѣ́да сво­его́.

Это вооружение могло быть собрано израильтянами, но, кажется, его не должно было хватить каждому(левиту). Обломки колесниц могли остаться на дне или были вынесены на берег.


И услы́шавъ иису́съ гла́съ люді́й крича́щихъ, рече́ къ Моисе́ю: гла́съ ра́тный въ полцѣ́.
И рече́ Моисе́й: нѣ́сть гла́съ начина́ющихъ одолѣва́ти, ниже́ гла́съ начина́ющихъ бѣжа́ти, но гла́съ начина́ющихъ напива́тися вино́мъ а́зъ слы́шу.

Без большого количества вооружения нелзья говорить о какой бы то ни было битве.


Вше́дше же книго́чiя сыно́въ Изра́илевыхъ, возопи́ша къ фарао́ну, глаго́люще: почто́ ты та́ко твори́ши рабо́мъ тво­и́мъ?
пле́въ не даю́тъ рабо́мъ тво­и́мъ, и пли́нѳы на́мъ глаго́лютъ твори́ти: и се́, раби́ тво­и́ му́чими су́ть: оби́диши у́бо люді́й тво­и́хъ.

Если понимать "рабов" буквально, то наличие оружия у таковых выглядит странно.


Эти топографические и археологические сведения можно использовать для поиска места перехода через Чермное море, учитывая, что этот путь теперь находится на большей глубине, чем во времена Моисея, в силу повышения уровня моря.



PS На azbyka.ru/biblia/ раньше церковнославянский текст был в первой колонке, теперь сделали в первой- синодальный.
Сообщений: 27 Страница 2 из 2

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1