Уже несколько раз доводилось сталкиваться с таким мнением, что, дескать, законов природы как таковых вообще не существует, а есть только непосредственные повеления Самого Творца, Который и управляет природой. Таким образом и наблюдаемые закономерности природных явлений - это есть закономерности повелений Самого Бога, которые, стало быть и наблюдаются и изучаются, и даже эксплуатируются человеком.
Вот некоторая подборка дискуссий по теме:
И еще много разных примеров, всего не упомню. Что интересно: здесь представлены не только эволюционисты, но и ярые антиэволюционисты, я бы даже сказал антисциентисты. А вот, в такой характерной черте сходятся... Самый апофеоз - это, конечно, извращение православного учения о нетварных энергиях. Современным "мыслителям" порою даже не приходит в голову, что Св.Григорий Палама (также как и другие Св.Отцы) говорит не об общих природных закономерностях, а об особых благодатных действиях, которые не тождественны природным. Так нет же, ничтоже сумняшеся нетварные энергии приплетаются у обычному природному ходу вещей, вот, дескать, эти природные законы и есть сами логосы-воления Божии. Тогда как сам Григорий Палама очень четко различает природное и благодатное:
«Как связанное с чадорождением удовольствие в законных браках никто не назовет божественным даром, потому что это дар плотский и природный, а не благодатный, хотя природу тоже сотворил Бог, так и познания внешней науки, даже применяемые для блага, суть дар не благодатный, а природный, всем сообща данный через природу от Бога и трудами увеличиваемый, и это — а именно, что без труда и стараний он никогда ни у кого не прибывает — тоже явное свидетельство его природности, а не духовности. В собственном смысле божественный, а не природный дар — наше богомудрие; нисходя свыше, оно даже рыбарей, по Григорию Богослову, делает сынами грома, чье слово разносится до крайних пределов вселенной, и даже мытарей — приобретателями человеков, и даже кипящих яростью гонителей преображает и превращает из Савлов в Павлов, возносящихся от земли до третьего неба и слышащих несказанное (2Кор.12:2-6)»
Вот, здесь как раз речь идет о познаниях внешней науки, то есть о законах природы в обычном их понимании как порядка природы и ее свойств. Во избежании терминологической путаницы сразу скажу, что тоже говорю о законах природы именно в таком смысле. Также как и Свят.Феофан затворник говорит о законах природы, и об особых действиях Бога отдельно:
Прекрасно устроен мир, стройно сочетаны части его, и в необъятном целом, и в частях, и всюду положены простые, но мощные законы, все держащие в чине, по воле Божией. Бог хранит этот чин, и мир течет туда, куда направлен. Но среди сего, истекающего из воли Божией, неизменного, однажды навсегда установленного порядка миробытия, и составляющих его тварей, благоволит Бог являть и особые Свои действия, непосредственные, не в силах и законах мира имеющие источник, а в непосредственной воле Божией. // Свят. Феофан Затворник
Я вот только не пойму, что это за поветрие такое - отрицать законы природы, и распространяется ли оно из какого источника, или это так, результаты богословской самодеятельности каждого от своего ума?
См. также сборник цитат по теме «Святоотеческие цитаты о природе»
Вот некоторая подборка дискуссий по теме:
- Дискуссия на кураеве (Автор утверждает, что законы природы - суть нетварные логосы)
- Законы логики, физики и нетварные логосы и продолжение на форуме "Слово".
- Как описать историю мира? (А.Гоманьков: я не верю в существование "законов природы")
- По следам дискуссии в ЖЖ (Еще один "мыслитель" о нетварных логосах)
- О природе чуда
И еще много разных примеров, всего не упомню. Что интересно: здесь представлены не только эволюционисты, но и ярые антиэволюционисты, я бы даже сказал антисциентисты. А вот, в такой характерной черте сходятся... Самый апофеоз - это, конечно, извращение православного учения о нетварных энергиях. Современным "мыслителям" порою даже не приходит в голову, что Св.Григорий Палама (также как и другие Св.Отцы) говорит не об общих природных закономерностях, а об особых благодатных действиях, которые не тождественны природным. Так нет же, ничтоже сумняшеся нетварные энергии приплетаются у обычному природному ходу вещей, вот, дескать, эти природные законы и есть сами логосы-воления Божии. Тогда как сам Григорий Палама очень четко различает природное и благодатное:
«Как связанное с чадорождением удовольствие в законных браках никто не назовет божественным даром, потому что это дар плотский и природный, а не благодатный, хотя природу тоже сотворил Бог, так и познания внешней науки, даже применяемые для блага, суть дар не благодатный, а природный, всем сообща данный через природу от Бога и трудами увеличиваемый, и это — а именно, что без труда и стараний он никогда ни у кого не прибывает — тоже явное свидетельство его природности, а не духовности. В собственном смысле божественный, а не природный дар — наше богомудрие; нисходя свыше, оно даже рыбарей, по Григорию Богослову, делает сынами грома, чье слово разносится до крайних пределов вселенной, и даже мытарей — приобретателями человеков, и даже кипящих яростью гонителей преображает и превращает из Савлов в Павлов, возносящихся от земли до третьего неба и слышащих несказанное (2Кор.12:2-6)»
Вот, здесь как раз речь идет о познаниях внешней науки, то есть о законах природы в обычном их понимании как порядка природы и ее свойств. Во избежании терминологической путаницы сразу скажу, что тоже говорю о законах природы именно в таком смысле. Также как и Свят.Феофан затворник говорит о законах природы, и об особых действиях Бога отдельно:
Прекрасно устроен мир, стройно сочетаны части его, и в необъятном целом, и в частях, и всюду положены простые, но мощные законы, все держащие в чине, по воле Божией. Бог хранит этот чин, и мир течет туда, куда направлен. Но среди сего, истекающего из воли Божией, неизменного, однажды навсегда установленного порядка миробытия, и составляющих его тварей, благоволит Бог являть и особые Свои действия, непосредственные, не в силах и законах мира имеющие источник, а в непосредственной воле Божией. // Свят. Феофан Затворник
Я вот только не пойму, что это за поветрие такое - отрицать законы природы, и распространяется ли оно из какого источника, или это так, результаты богословской самодеятельности каждого от своего ума?
См. также сборник цитат по теме «Святоотеческие цитаты о природе»